Каталог статей

Главная » Все схемы » Источники питания » Зарядные устройства (для батареек)

Выбранная схема!!!


4363
Приставка-автомат к зарядному устройству



Дополнив имеющееся в вашем распоряжении зарядное устройство для автомобильной аккумуляторной батареи предлагаемой, можете быть спокойны за режим зарядки батареи — как только напряжение на ее выводах достигнет (14,5±0,2)В, зарядка прекратится.

При снижении напряжения до 12,8... 13 В зарядка возобновится.
Приставка может быть выполнена в виде отдельного блока либо встроена в зарядное устройство. В любом случае необходимым условием для ее работы будет наличие пульсирующего напряжения на выходе зарядного устройства. Такое напряжение получается, скажем, при установке в устройстве двухполупериодного выпрямителя без сглаживающего конденсатора.
Схема приставки автомата приведена на рис. 1. Она состоит из тринистора УБ1, узла управления тринистором А1, выключателя автомата БА1 и двух цепей индикации — на светодиодах HL1 и HL2. Первая цепь индицирует режим зарядки, вторая — контролирует надежность подключения аккумуляторной батареи к зажимам приставки-автомата. Если в зарядном устройстве есть стрелочный индикатор — амперметр, первая цепь индикации не обязательна.
Узел управления содержит триггер на транзисторах УТ2, УТЗ и усилитель тока на транзисторе VII. База транзистора УТЗ подключена к движку подстроечного резистора R9, которым устанавливают порог переключения триггера, т. е. напряжение включения зарядного тока. «Гистерезис» переключения (разность между верхним  и  нижним  порогами  переключения) зависит в основном от резистора Я7 и при указанном на схеме сопротивлении его составляет около 1,5 В.
Триггер подключен к проводникам, соединенным с выводами аккумуляторной батареи, и переключается в зависимости от напряжения на них.

 

Рис. 1. Принципиальная схема приставки-автомата
Транзистор УТ1 подключен базовой цепью к триггеру и работает в режиме электронного ключа. Коллекторная же цепь транзистора соединена через резисторы R2, R3 и участок управляющий электрод — катод тринистора с минусовым выводом зарядного устройства. Таким образом, базовая и коллекторная цепи транзистора УТ1 питаются от разных источников: базовая — от аккумуляторной батареи, а коллекторная — от зарядного устройства.
Тринистор VS1 выполняет роль коммутирующего элемента. Использование его вместо контактов электро­магнитного реле, которое иногда применяют в этих случаях, обеспечивает большое число включений — выключений зарядного тока, необходимых для подзарядки аккумуляторной батареи во время длительного хранения.
Как видно из схемы, тринистор подключен катодом к минусовому проводу зарядного устройства, а анодом — к минусовому выводу аккумуляторной батареи. При таком варианте упрощается управление тринистором: при возрастании мгновенного значения пульсирующего напряжения на выходе зарядного устройства через
управляющий электрод тринистора сразу начинает протекать ток (если, конечно, открыт транзистор УТ1). А когда на аноде тринистора появится положительное (относительно катода) напряжение, тринистор окажется надежно открытым. Кроме того, подобное включение выгодно тем, что тринистор можно крепить непосредственно к металлическому корпусу приставки-автомата или корпусу зарядного устройства (в случае размещения приставки внутри его) как к теплоотводу.
Выключателем SA1 можно отключить приставку, поставив его в положение «Ручн.». Тогда контакты выключателя будут замкнуты, и через резистор R2 управляющий электрод тринистора окажется подключенным непосредственно к выводам зарядного устройства. Такой режим нужен, например, для быстрой зарядки аккумулятора перед установкой его на автомобиль.

Детали
Транзистор УТ1 может быть указанной на схеме серии с буквенными индексами А — Г; УТ2 и УТЗ — КТ603А — КТ603Г; диод У01 — любой из серий Д219, Д220 либо другой кремниевый; стабилитрон УТ2 — Д814А, Д814Б, Д808, Д809; тринистор — серии КУ202 с буквенными индексами Г, Е, И, Л, Н, а также Д238Г, Д238Е; светодиоды — любые из серий АЛ 102, АЛ307 (ограничительными резисторами R1 и R11 устанавливают нужный прямой ток используемых светодиодов).
Постоянные резисторы — МЛТ-2 (R2), МЛТ-1 (R6), МЛТ-0,5 (R1, R3, R8 R11), МЛТ-0,25 (остальные). Подстроечный резистор R9 — СП5-16Б, но подойдет другой, сопротивлением 330 Ом...1,5 кОм. Если сопротивление резистора больше указанного на схеме, параллельно его выводам подключают постоянный резистор такого сопротивления, чтобы общее сопротивление составило 330 Ом.
Детали узла управления монтируют на плате (рис. 2,3).
Плату укрепляют внутри корпуса подходящих габаритов либо, как было сказано выше, внутри корпуса зарядного устройства, но обязательно возможно дальше от нагревающихся деталей (выпрямительных диодов, трансформатора, тринистора). В любом случае напротив оси подстроечного резистора в стенке корпуса
.На лицевой стенке корпуса укрепляют светодиоды и выключатель SA1.


Рис. 2. Печатная плата приставки-автомата
Для установки тринистора можно изготовить тепло-отвод общей площадью около 200 см2. Подойдет, например, пластина дюралюминия толщиной 3 мм и размерами 100X100 мм. Теплоотвод прикрепляют к одной из стенок корпуса (скажем, задней) на расстоянии около 10 мм — для обеспечения конвекции воздуха. Допустимо прикрепить теплоотвод и к наружной стороне стенки, вырезав в корпусе отверстие под тринистор.

Настройка
Перед креплением узла управления его нужно проверить и определить положение движка подстроечного резистора. К точкам 1, 2 платы подключают выпрямитель постоянного тока с регулируемым выходным напряжением до 15 В, а цепь индикации (резистор R1 и светодиод HL1) — к точкам 2 и 5. Движок подстроечного резистора устанавливают в нижнее по схеме положение и подают на узел управления напряжение около 13 В. Светодиод должен гореть. Перемещением движка подстроечного резистора вверх по схеме добиваются погасания светодиода. Плавно увеличивая напряжение питания узла управления до 15 В и уменьшая до 12 В, добиваются подстроечным резистором, чтобы светодиод зажигался При напряжении 12,8... 13 В и погасал при 14,2...14,7 В.

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать файл (Arxiv.zip)Arxiv.zipСхема и печатная плата в lay72 Kb

Категория: Зарядные устройства (для батареек) | Добавил: brys99 (10.02.2012)
Просмотров: 20904 | Комментарии: 1 | Теги: Приставка-автомат к зарядному устро | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 1
0
1 Yurba07   (27.05.2012 11:43)
Собирал эту схему, работает не плохо но выявился один недостаток... При понижении окружающей температуры повышается напряжение отсечки заряда на полтора вольта... Думаю это происходит из-за большого разброса параметров стабилитрона Д814. Можно заменить его на Д 818 В у него термостабильность хорошая

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

Пожалуйста оставьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:


ElectroTOP - Рейтинг сайтов
Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2016