По правилам, при заряде мощных (особенно) аккумуляторов нужно находится неподалёку, но не всегда есть возможность сидеть пол дня дома и следить за зарядкой. Вот хорошее проверенное автоматическое зарядное устройство для 12-вольтовых свинцово-кислотных АКБ, которое может отключить зарядку аккумулятора когда тот достигает полного заряда. Это предотвращает избыточный заряд батареи, так что зарядное устройство может быть оставлено на долгое время без присмотра.
Устройство зарядное автоматическое - схема электрическая
Если напряжение на клеммах аккумулятора снижается ниже установленного уровня, например в 13,5 вольт, схема автоматически переключается в режим зарядки. Зарядный ток, а также питание в схеме, получают питание от 18В обмотки понижающего трансформатора. Низкое напряжение переменного тока, подаётся на мостиковую схему выпрямителя, включающую в себя диоды D1-D4 и сглаживающий пульсации конденсатор C1. Для зарядки аккумулятора, 18 вольт постоянного тока поступают прямо на него, а 9 вольт постоянного тока, через стабилизатор IC1, используется для питания схемы контроля напряжения.
Микросхема IC2 (CA3140) используется в качестве простого компаратора напряжения на управление реле. Подробнее - читаем даташит. Его инвертирующий вход получает 4.7 вольт опорного напряжение от стабилитрона ZD, а неинвертирующий вход получает напряжение, регулируемое через резистор VR1. Зарядный ток проходит к батарее через нормально включеные контакты реле. Когда напряжение на клеммах аккумулятора увеличивается до 13,5 вольт, контакт 3 IC2 получает более высокое напряжение, чем контакт 2, и выход IC2 становится высоким (лог.1). Это активирует реле и его контакты перерывают заряд.
Настройка автоматического зарядного устройства
Перед подключением заряжаемой батареи, требуется установка входного напряжения IC2 с помощью полностью заряженного аккумулятора или регулируемого блока питания. Поверните переключатель S1 в положение "выключено" и включите питание 220В. Затем подключите полностью заряженный аккумулятор для тестовых соблюдая полярность. Измерьте напряжение на входе для контакта 3 IC2.
Медленно вращайте VR1 до входного напряжения на выводе 3, пока IC2 не даст на выходе 5 вольт. В этот момент, реле должно сработать и красный светодиод загорится. Затем подключите аккумулятор для зарядки и переключите S1. Напряжение на выводе 3 IC2 будет невысоким. Когда напряжение аккумулятора возрастает более 13,5 вольт, напряжение на контакте 3 IC2 поднимается и реле включается.
Обратите внимание, что для 12 V свинцово-кислотные аккумуляторные батареи достигают полного заряда при 13.8 вольт. Так что лучше дать более высокое напряжение (на 3 - 5 вольт), ведь там всё-равно будет падение напряжения по схеме. Устройство автоматического заряда можно сделать более мощным, заменив трансформатор, а также диоды IN4007 на другие, с током более 10 ампер.