Простое и надежное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов.
Узел управления тринистором выполнен на аналоге однопереходного транзистора VT1 VT2. Время, в течении которого конденсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора, можно регулировать переменным резистором R1. При крайнем правом по схеме положении его движка, зарядный ток будет максимальным и наоборот.
Диод VD5 защищает управляющую цепь тринистора от обратного напряжения, возникающего при включении тринистора VS1.
Все детали устройства, кроме трансформатора Т1, диодов VD1...VD4 выпрямителя, переменного резистора R1, предохранителя FU1 и тринистора VS1 смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита, толщиной 1,5 мм.
Конденсатор С2 - К73-11, емкостью от 0,47 до 1 мкФ или К73-17, К42У-2, МБГП. Диоды VD1...VD4 могут быть любыми на прямой ток 10 А и обратное напряжение не менее 50 В (серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213). Вместо тринистора КУ202В подойдут КУ202Г...КУ202Е. Проверено на практике, что устройство нормально работает и с более мощными тринисторами Т-160, Т-250. Транзистор КТ361А можно заменить на КТ361Б...КТ361Е, КТ3107А, КТ502В, КТ502Г, КТ501Ж...КТ501К, а КТ315А на КТ315Б...КТ315Д, КТ312Б, КТ3102А, КТ503В...КТ503Г, П307. Вместо КД105Б подойдут диоды КД105В, КД105Г или Д226 с любым буквенным индексом. Переменный резистор R1 - СП-1, СП3-30а или СПО-1. Амперметр РА1 - 10 А. Его можно изготовить самостоятельно из любого миллиамперметра, подобрав шунт по образцовому амперметру.
Предохранитель FU1 - плавкий, но удобно использовать и сетевой автомат на 10 А или автомобильный биметаллический на такой же ток.
Зарядное устройство монтируют в прочном металлическом либо пластмассовом кожухе подходящих размеров. Диоды выпрямителя и тринистор устанавливают на теплоотводы, каждый полезной площадью около 100 см2. Для улучшения теплового контакта приборов с теплоотводами, желательно использовать теплопроводные пасты.
Схема заработала: от диодного моста пустил отдельный провод на амперметр, в разрыв диодный мост и R1 поставил сопротивление 470 Ом, R1-22к, R2-5.1к, R3 и R4 убрал вообще, R5 и R6 по 3к, R7-470 Ом. Транс со вторичкой 24 в. Заработало!!! Моё второе творение, долго я с ним мучился, пришлось и пробник для тиристоров собрать, пригодится. Попробую вторую схемку, тем более КТ 117 сегодня на глаза попадался. Я так понял, у него две базы, а какую куда подпаивать или без разницы.
R6 и R7 в норме, а вот при дальнейшем увеличении R2 или R5 падает напряжение на выходе. Жалко, но попробую смотать вторичку до 18В. Для 36В скорее всего требуется доработка схемы.
Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов!
Подробно тут! Жалоба