Есть немало схем, которые требуют
бесперебойного электропитания. Например, схемы охранной сигнализации, контроллеры
технологического оборудования, инкубаторы по выводу птенцов и т.д. Читателям
предлагается один из вариантов резервного электропитания.
Схема
резервного электропитания
В исходном
состоянии электропитание происходит от бытовой электросети через понижающий
трансформатор и выпрямитель. При понижении напряжения ниже допустимого или
пропадании его, происходит переключение на питание от аккумулятора.
Рассмотрим
подробнее схему, приведенную на рис. 1.
Эта схема предназначена для
электропитания малогабаритного бытового инкубатора напряжением 12 В. Сетевое
напряжение понижается до 12 В с помощью трансформатора TV1, затем выпрямляется диодным мостом VD1...VD4. Конденсатор С1 сглаживает пульсации выпрямленного
напряжения, что необходимо для работы схемы автоматики и питании нагрузки.
Блок А1 служит для контроля уровня постоянного напряжения. В
этом блоке находится электромагнитное реле. При снижении напряжения ниже установленного,
реле контактами К1.1 переключит питание нагрузки от аккумуляторной батареи.
Этот блок необходим в виду того, что электромагнитное реле имеет гистерезис
срабатывания. Например, автомобильное реле срабатывает при 5...8 В, а отпускает
при 3...6 В.
Эти значения могут незначительно изменяться в
зависимости от производителя реле. При полном пропадании сетевого
электропитания такое реле переключит свои контакты, а при снижении сетевого напряжения
на 20% не переключится. Питание пониженным напряжением для некоторых приборов
может иметь аварийную ситуацию. Поэтому необходим блок, обеспечивающий
гистерезис не более 2,0 В.
Аккумуляторная батарея при питании нагрузки
разряжается. Нижнее напряжение автомобильного кислотного аккумулятора равно
10,8 В. При достижении этого напряжения необходимо ставить его на зарядку, в
противном случае можно вывести химический источник тока из строя. Для
оповещения, что аккумулятор разряжен, служит блок А2.
Рассмотрим схему
блока А1. Схема этого блока приведена на рис. 2. За основу пороговой схемы
взята схема [1]. Работает схема следующим образом. Источником образцового
напряжения служит излучающий элемент транзисторного оптрона DA1. При напряжении питания выше порогового, задаваемого
резистивным делителем R6, R7, транзисторы
VT2, VT3 закрыты
и через излучатель оптрона протекает небольшой ток, задаваемый резистором R3. При небольшом токе светодиод оптрона обладает
вольтамперной характеристикой стабилитрона, но оптрон находится в выключенном
состоянии. Ток, протекающий через резистор R1, открывает транзистор VT1, в результате
чего срабатывает реле К1. При снижении напряжения до порогового, напряжение на
эмиттере транзистора VT3 сравнивается с опорным
напряжением, с вычетом U63vt3. Транзистор
приоткроется, вслед за ним приоткроется и транзистор VT2. В результате транзисторы лавинообразно переключатся в режим насыщения.
Ток через светодиод будет определяться резистором R4, и при соответствующей величине тока оптрон включится. Переход
база-эмиттер транзистора VT1 зашунтируется, что приведет
к закрытию транзистора и выключению реле. Диод VD1 замыкает экстратоки, возникающие при выключении реле, a VD2 необходим
для более надежного закрытия транзистора VT1. Порог срабатывания устанавливается резистором R6 и равен 12 В. При желании его можно изменить подбором этого резистора.
Схема блока А2
приведена на рис. 3. Пороговый элемент, собранный на транзисторах VT2, VT3 и оптроне DA1, аналогичен блоку А2. Отличие только в блоке индикации.
Когда напряжение выше порогового, установленного резистором R8, транзистор VT1 закрыт. При снижении напряжения до 11 В оптрон включается и транзистор VT1 входит в насыщение. Напряжение поступает на
параллельно соединенные мигающий светодиод HL1 и пьезоизлучатель НА1 с встроенным генератором. Светодиод вспыхивает с
частотой приблизительно 2 Гц, тем самым модулируя колебания излучателя.
Световые вспышки и завывающий звук привлекают внимание обслуживающего
персонала.
Электронные
компоненты отечественного производства можно заменить на аналогичные импортные.
Все резисторы мощностью 0,125 Вт. Примененное реле автомобильное, обозначение
на схеме приведено для типа 111.3743. Трансформатор применен на напряжение
вторичной обмотки 12...13 В, при номинальном напряжении сети. Мощность его
берется из условия снабжение электропитанием соответствующей нагрузки.
Литература
1. Чурбаков А.
Устройство контроля напряжения. - Радио, 1986, №8, стр. 32.
Олег Белоусов
г. Черкассы