Управление двигателем микродрели
В этой статье, мы рассмотрим радиолюбительскую схему облегчающую работу с микродрелью. Схема проста по исполнению и доступна начинающим радиолюбителям. Со сверлением отверстий в печатных платах сталкивается практически каждый радиолюбитель. Для этого применяют микродрель из электродвигателя постоянного тока с цанговым зажимом для сверл. Предлагаемый узел управления двигателем микродрели прост, не содержит дефицитных деталей и доступен для повторения начинающему радиолюбителю.
В исходном состоянии, после подачи напряжения питания, сверло вращается с минимальной частотой – 100 оборотов в минуту. В таком режиме дрель не перегревается и в тоже время довольно просто попасть в центр. При нажатии на сверло дрель быстро набирает обороты до номинальной частоты вращения, начинается сверление. По его завершению, когда сопротивление материалы платы падает, обороты автоматически уменьшаются до “холостых”.
Схема управления содержит выпрямитель на диодах VD1-VD4, сглаживающих конденсаторах С1 и С3 и два канала управления дрелью. Первый выполнен на интегральном стабилизаторе DA1, второй на транзисторах VT1, VT2. Назначение первого – поддерживать на нагрузке около 2,5 вольт. Ток двигателя протекает через датчик тока на резисторе R1. Падения напряжения на этом резисторе в отсутствии механической нагрузки двигателя недостаточно для открывания транзистора VT1. С началом сверления ток двигателя растет. Как только напряжение на резисторе R1 достигнет приблизительно 0,6 В, транзистор VT1 и вместе с ним VT2 открываются, подключая двигатель к выпрямителю. Для ограничения напряжения падения на датчике тока применен диод VD5. Конденсатор С3 служит для небольшой задержки перехода на “холостой” режим. Стабилизатору DA1 и транзистору VT2 требуются теплоотводы.
Детали.
В конструкции можно применить практически любые аналогичные транзисторы с допустимым напряжение коллектор-эмиттер не менее 35 В и с током коллектора для VT1 не менее 100 мА.
Настройка.
Напряжение на двигателе без нагрузки можно изменить резистором R3. Его сопротивление можно рассчитать по формуле:
U=1,25(1+R3/R5)+0,0001*R3-Uvd6, где U- требуемое напряжение на двигателе а Uvd6 – падение напряжение на диоде.
Сопротивление резистора R1 можно рассчитать по формуле:
R1=0,6*Ixx/2, где Ixx – ток холостого хода.
Всё необходимое для повторения данной конструкции (рисунок схемы и П\П с большим разришением, а так же готовую печатку в LAY) можно скачать по ссылке снизу. Удачи!!!
СКАЧАТЬ С САЙТА.