В результате неправильной эксплуатации автомобильных
аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из
строя. Известен способ восстановления таких батарей при заряде их
"ассимметричным" током. При этом соотношение зарядного и разрядного
тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только
восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить
профилактическую обработку исправных.
На рис.1 приведено простое зарядное устройство,
рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает
импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда).
Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать
импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный
ток определяется величиной номинала резистора R4.
Рис. 1
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится
импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения,
когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе.
В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор
разряжается через нагрузочное сопротивление R4. Значение
зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая,
что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4
(10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А
(для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает
усредненное значение тока за период времени, а заряд производится
в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от
неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого
напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь
подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим
напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом
последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор
мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25
В.
Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0...5
А (0...3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на
радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно
использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания
на выходе установлен предохранитель FU2.
Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB,
R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон
VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
На мой взгляд, целесообразнее контрольно-тренировочные циклы проводить не с частотой сети, а с длительностью, измеряемых в секундах. Например: 8 сек. заряд, 16 секунд - разряд, при этом соотношение токов 10:1. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой.
Пожалуйста остав
Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов!
Подробно тут! Жалоба