Люблю когда все делается одной кнопкой. Нажал ее и все, что тебе надо, за тебя сделает ее величество автоматика. Вот и задумался я о том, чтобы стекла сами поднимались при постановке автомобиля на охрану.
Сразу становилось понятно, что придется мастерить целое устройство, основой которого будет или будут реле замыкающиеся сами через себя. Таким образом, можно было заставить двигаться стекла в нужную сторону, а именно вверх, получив кратковременный сигнал от актуаторов в момент постановки автомобиля на охрану, а точнее при закрытии дверей.
Сама схема пришла в голову и воплотилась на бумаге в один миг. Вопрос был только в одном - как выключать реле при достижении стекла верхнего положения? Ответ не заставил себя долго ждать. Было решено сделать нормальнозамкнутый концевой выключатель и очень точно его установить в двери так, чтобы механизм стеклоподъемника при достижении верхнего положения нажимал на концевик и выключал его. После нескольких дней раздумий я решил отказаться от этого выключателя, так как такой метод не продуманный и очень ненадежный. Во-первых - концевик сложно отрегулировать точно, во-вторых - он мог не сработать или сработать раньше, в-третьих - если между стеклом и дверью попадет какое-нибудь препятствие (рука, голова, ветка дерева и т.д.), то устройство не выключиться, а это чревато травматизмом, сгоранием двигателя стеклоподъемника или, как самый страшный вариант, пожаром! Естественно ни того ни другого мне очень не хотелось. Идеальным вариантом было сделать отключение по току, т.е. как только ток в схеме возрастал, то устройство бы отключалось. При таком раскладе не страшны ни руки в окне, ни сучки деревьев. Но как сделать такое отключение? Пришлось отложить сборку схемы до тех времен, пока не придумаю, как это сделать.
ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ - ГЕРКОН
По своей профессии я связан с системами охраны и жизнеобеспечения. И вот, в очередной раз, когда я приехал на свой очередной объект смотреть что там сделано, а что нет, меня вдруг осенило! Геркон - он же работает под воздействием магнитного поля! Вот так вот, сколько лет с ними работал, а додумался их применить не сразу, ай-яй-яй, даже стыдно немного!
Геркон - если не сокращенно - герметичный контакт. Герконы бывают трех типов, всяких разных размеров и соответственно с разной пропускной способностью, которая ограничивается силой проходящего через геркон тока. Типы герконов можно увидеть на рисунке. Типы указаны с учетом отсутствия магнитного поля, т.е. если на геркон воздействовать магнитом, то его состояние изменится строго на противоположное. Тип "а" - нормально отомкнутый. Тип "б" - переключающий. Тип "в" - нормально замкнутый. Мне нужен геркон, который бы размыкал контакты под действием магнитного поля, подходят варианты "б" и "в" Нашел в магазине только вариант "б".
ЧЕМ ПОМОГ ГЕРКОН
Чем помог геркон? Да все очень просто. Чтобы мне выключить реле из-за возросшего тока - надо просто управление реле пропустить через геркон, а сверху геркона сделать обмотку, через которую я пропущу ток двигателя стеклоподъемника. Как известно даже из школьной физики, если сделать обмотку (катушку) из проводника и пропустить через него электрический ток, то внутри обмотки (катушки) появиться магнитное поле, а это именно то, что разомкнет контакты геркона и нужное реле выключиться. Чем ток выше, тем сильнее магнитное поле.
Одной из особенностей работы электродвигателя является то, что если вращающийся двигатель принудительно остановить, например, зажав его ротор, то потребляемый им ток резко возрастет в несколько раз. Соответственно опытным путем можно подобрать такую обмотку, которая не смогла бы сделать магнитное поле достаточное для сработки геркона при обычном движении двигателя, и достаточное поле при его остановке. Обмотку я делал из медного провода сечением 1 мм2. У меня получилось пять витков.
Ну вот, проблема с отключением реле решена, можно приступать к сборке схемы.
СХЕМА И КАК ОНА РАБОТАЕТ
Как я уже упоминал выше, в качестве основы схемы будет выступать реле замкнутое само через себя. Так как стеклоподъемника всего два, то логично было бы разделить схему на два контура. В итоге схема получила три реле. Одно из них "Реле 1" является управляющим и запускает оба контура при постановке автомобиля на охрану. Управляется оно от актуаторов. Каждый контур содержит в себе реле с двумя группами переключающихся контактов, два диода, геркон и его обмотка. Причем оба контура запускаются одновременно, а далее работают независимо друг от друга. Это как раз и нужно для правильной работы доводчика. Ведь стекла могут быть открыты на разном уровне.
Принцип работы схемы прост. Как уже известно, направление движения актуаторов задается сменой полярности. С помощью диодов "D1" и "D2" включается "Реле 1" только в момент закрытия дверей, а значит при постановке автомобиля на охрану. Так как "Реле 1" включилось (только на время работы актуаторов, около 1 секунды), то "+" с контакта "C" приходит на контакт "NO", а с него на диоды "D3" и "D4". Далее включаются "Реле 2" и "Реле 3" и замыкаются сами через себя с помощью диодов "D5" и "D6". Через обмотку геркона и контакты реле второй группы на двигатель стеклоподъемника подается "+" и он начинает поднимать стекло. Когда стекло поднято полностью или упирается в какое-нибудь препятствие, то двигатель стеклоподъемника останавливается и начинает потреблять большой ток. В это время в обмотке геркона возрастает магнитное поле, контакты герконы размыкаются, тем самым выключая "Реле 2" и/или "Реле 3". Процесс закончен, реле выключились. Вот и все.
В случае нажатия на кнопку стеклоподъемника в момент автоматического подъема стекла, короткое замыкание исключено, так как второй группой контактов исполнительного реле (Реле 1 или Реле 2) отключается один полюс от кнопки стеклоподъемника. Максимум что может случиться, стекло остановиться на время удержания кнопки, если нажать ее вниз. Если нажать вверх - то ничего не произойдет.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ В СХЕМЕ
Любая автоматика нуждается в контроле и в удобстве ее использования.
Было бы совсем неплохо вывести на лобовое стекло два контрольных светодиода подключенных параллельно исполнительным реле. В таком случае будет видно, выключилось устройство или нет.
Так же было бы удобно иметь кнопки отключения автоматического поднятия стекол и включения принудительного поднятия. Функционально все это можно сделать на кнопке включения омывателя и стеклоочистителя заднего стекла от ВАЗ 21043. Эта кнопка имеет фиксированное положение "ВЫКЛЮЧЕНО", фиксированное положение "ВКЛЮЧЕНО" и нефиксированное положение "ВКЛЮЧЕНО". Использовать ее я не стал, так как просто не нашел ей место на панели, где бы она хорошо смотрелась. К тому же она довольно-таки большая и не имеет подсветки.
Ну и самое главное, чего не хватает, так это таймера на работу устройства. К сожалению, его я так и не смог тогда сделать. Таймер нужен был на случай, если отключения не произойдет. Устройство может не выключиться, например, из-за посаженного аккумулятора. Если в системе менее 12 вольт, то ток потребляемый двигателями стеклоподъемников может оказаться недостаточным для сработки герконов, а значит реле не выключиться.
Так же можно было бы сделать аварийное отключение доводчика. Поставить еще одно реле, которое бы рвало питание исполнительных реле при открытии дверей автомобиля. Например: закрыл машину, а кто-то сунул руку в окно, нажал на кнопку брелока сигнализации еще разок и стекла остановились. Но это делать было просто лень.
ИТОГИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Впечатлений было море. Я был очень доволен, что не надо было тратить время на то, чтобы закрыть стекла. А самое главное был очень горд тем, что, несмотря на критику многих знакомых, я сам сделал такой прибор и он работал. Естественно пользоваться автомобилем стало гораздо проще. Хорошо ли, плохо ли, но год с небольшим, самодельный доводчик прослужил мне верой и правдой.