Каталог статей


Выбранная схема!!!


6477
Регулятор для печки автомобиля

Отопительная система автомобиля состоит из радиатора, через который течет горячая охлаждающая жидкость и вентилятора, благодаря которому воздух поступает с улицы в салон. Регулировка печки осуществляется двумя органами:
— краном, благодаря которому изменяется напор жидкости протекающей через радиатор печки;
— переключателем, который регулирует скорость вращения вентилятора.

 

В подавляющим большинстве отечественных автомобилей, регулировка переключателем очень примитивна. При этом вентилятор работает создавая много шума, а уменьшить частоту вращения не представляется возможным. В автоматическом же режиме, частота вращения вентилятора так же не снижается, он просто периодически включается и выключается. И все же, данный вентилятор — это обычный двигатель постоянного тока, поэтому организовать плавную регулировку частоты вращения не так уж и сложно, для этого можно применить широтно-импульсный модулятор тока, протекающего через него.

Смысл в том, чтобы управление вентилятором осуществлять не при помощи переключателя, а при помощи переменного резистора. Регулировка будет плавной, от максимальной до некоторой минимальной, а в конце, при повороте ручки переменного резистора в сторону уменьшения питание мотора и вовсе будет полностью отключаться.

 

Принципиальная схема расположена на рисунке выше, рассмотрим ее. Импульсы, широту которых можно регулировать переменным резистором, генерирует мультивибратор на элементах DD1.1 и DD1.2 микросхемы К561ЛН2. Очень желательно взять именно микросхему К561ЛН2, а не инверторы, такие как К561ЛА7, К561ЛЕ5. Дело в том, что выходы у инверторов К561ЛН2 наиболее мощные, плюс их не четыре, а шесть. Благодаря этому, есть возможность изготовить мультивибратор на двух элементах, а оставшиеся четыре объединить в мощный буфер, который будет драйвером для полевого транзистора VT1. Как многим известно, одной из проблем мощных полевых транзисторов является большая емкость затвора. Статически, сопротивление их затвора весьма высоко ( т.е. стремится к бесконечности), но в реальности, имеется очень существенная емкость затвор-исток, которая создает значительный бросок тока в тот момент, когда на затвор поступает высокий логический уровень. Поэтому здесь и необходим усиленный буферный каскад, который способен поглотить этот бросок тока.

Частота импульсов составляет порядка 15 кГц и зависит от емкости конденсатора C1 и половины сопротивления резистора R1. При регулировке резистора R1, частота практически не изменяется, однако изменяется скважность импульсов, так как изменяется сопротивление заряда-разряда конденсатора C1. Диоды VD1 и VD2 коммутируют части сопротивления для разных полуволн. Максимальная частота вращения вентилятора будет в нижнем (по схеме) положении резистора R1. При этом, длительность нулевого перепада на затворе VT1 будет минимальная, а длительность единичного перепада — максимальная. Резистор R3 используется для того, чтобы не нарушать режим работы элемента DD1.1, не допуская опасного для него состояния. Минимальная частота вращения вентилятора, в верхнем (по схеме) положении резистора R1. В этом случае подбором резистора R2 необходимо выбрать минимальную скорость вращения вентилятора, при которой он еще работает без перебоев и остановок. Подбирать резистор необходимо под каждый электродвигатель индивидуально. Как следствие сопротивление резистора R2 может получится совершенно иным, нежели указанном на схеме.

В данном схеме, используется резистор R1 с выключателем на одном валу. Его необходимо подключить так, чтобы выключатель SB1 выключался при повороте в крайнее верхнее (по схеме) положение резистора R1, то есть — меньше минимума. При вращении резистора R1 в выключенное состояние, контакты выключателя SB1 размыкаются и на объединенные входы элементов DD1.3-DD1.6 поступает напряжение логической единицы через резистор R4. В то время же время, на выходах DD1.3-DD1.6 будет логический ноль. Как следствие, транзистор VT1 будет закрыт и вентилятор M1 работать не будет.

Для включения вентилятора печки, необходимо повернуть резистор R1 из выключенного положения. После чего контакты выключателя SB1 замкнуться и на затвор транзистора VT1 начнут приходить импульсы, скважность которых будет соответствовать минимальной частоте вращения вентилятора ( которую предварительно необходимо задать подбором резистора R2). Если продолжать поворачивать резистор R1, то скважность импульсов поступающих на затвор транзистора VT1 будет увеличиваться, естественно будет возрастать и частота вращения вентилятора.

АРХИВ:Скачать




Источник: https://kiloom.ru/sxema/regulyator-dlya-pechki-avtomobilya.html
Категория: Борт. сеть | Добавил: brys99 (07.12.2019)
Просмотров: 2830 | Комментарии: 1 | Теги: для, печки, автомобиля, регулятор | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 1
0
1 Yurba07   (21.09.2021 19:09) [Материал]
В современных авто мощность мотора печки может быть 90 и более Вт. Следовательно потребляемый ток  в борт сети  при заглушенном двигателе от 9 А, при заведённом с напряжением 14 В может достигать 12 А. Диод на плате IN4007 с максимальным током 1 А, который шунтирует мотор для подавления выбрасов самодиндукции при работе коллекторного двигателя под ШИМ управлением,  сколько он продержится при работе этого регулятора под мотором 90 Вт? Толщина дорожек тоже маловата для 10 Ампер тока! 
 Полевик IRF3205 ставить бессмысленно в этой схеме, ему нужен мощный драйвер что бы тягать его тяжёлый затвор. Для этой схемы вполне подойдёт IRFZ44.  
Собирал подобные ШИМы на 555 таймерах, у него тоже достаточно мощный выходной каскад. Но  у всех подобных схем один и то же компромис:
1 - частота ШИМа не высокая и выходной транзистор греется не сильно, но при этом мотор печки издаёт такие душераздирающие симфонии в процессе регулировки, что через полчаса готов выдрать сиё изделие вместе с печкой....
2 - частота ШИМа выше звукового диапазона, мотор звуков не издаёт вообще, но выходной транзистор на радиаторе  быстро превращается в разогретый утюг!
3 - можно найти компромис между небольшим пением в начале регулировки, которое не слышно при работающем двигателе и нагревом транзистора.
  Я же просто приколхозил  драйвер ТС4220 и выходной транзюк тянет без радиатора мотор печки 90 Вт от ВАЗ 2108 с максимальной температурой 65-70 градусов! Если поставить небольшой радиатор то температура значительно снижается.
В подобных схемах транзистор выпаивался из платы через 1 минуту после включения под такой нагрузкой без радиатора.....

Пожалуйста остав

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024