Каталог статей


Выбранная схема!!!


6112
Плавное включение вентилятора охлаждения двигателя своими руками

Во всех автомобилях, когда температура двигателя близка до критической отметки, включается вентилятор охлаждения радиатора. Но есть массу минусов резкого старта, которая отображается на электрике автомобиля. Особенно это касается русского автопрома. В данной статье приведена схема своими руками реле плавного включения вентилятора охлаждения.

 

 

И так выше было сказано о минусах резкого включения, и которые мы минуем собрав схему реле плавного включения:

  1.  Большая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).
  2.  Большая механическая нагрузка на подшипник и на крепления электро вентилятора.
  3.  Использование необоснованно большого предохранителя. Пусковой ток электродвигателя 20 - 30А в зависимости от модели, и редко превышает 4 - 8А на ходу.

Задача, поставленная мной, состояла в следующем:

  1. Использовать штатную проводку.
  2. Не ставить дополнительных кнопок.
  3. Изначально, в данной модели автомобиля не было реле включение вентилятора, по этому есть возможность это исправить.

Устройство представляет собой ШИМ генератор импульсов. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С3. Далее, эти импульсы подаются на драйвер мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на отечественном транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора IRF4905 напрямую зависит от емкости конденсатора и скорости его заряда. Диод на выходе служит для сглаживание обратных выбросов электродвигателя. В качестве диода я применял диодную сборку Шоттки с общим катодом. Полевик Р-канальный, так как должен регулировать положительное напряжение. Можно было бы использовать и N-канальный, но тогда бы пришлось переделывать всю проводку связанную с электроникой охлаждения. Все выводы на схемы указаны с учетом выходов контактов реле. Схема простая и выполнена в SMD, поэтому удалось ее поместить на плате размером с автомобильное реле. Некоторая часть схемы выполнена навесным, плотным монтажом, а другая на маленькой печатной плате.

Плату я рисовал ЛУТом, всем известным, далее травил хлорным железом. На этом сайте я много встречал людей у которых процесс травление занимает более 2-х часом, лично у меня это занимает 5-7 минут. Дело в том, что бы протравить плату (не важно какого размера) нужно подогреть раствор до температуры 60-70 градусов,при этом нужно как можно чаще болтать текстолит в растворе, и периодически на него поглядывать.

Первым делом необходимо достать реле. Оно может быть рабочим так и нет, собственно нас это не интересует. Главное размер! Теперь нужно разобрать его и аккуратно извлечь внутренности, оставив выходные клеммы.

   

Должно получится примерно следущее

   

После того как мы отрезали все ненужное, займемся навесным монтажом. Навесная часть, будет вся правая часть схема, все что выходит с 3 ножки NE555. "Почему нельзя спаять все на плате?" Да потому что, ни по длине ни по ширине оно не влезет. Это относиться только к стандартному (по размерам) реле.

   
   

Навесная часть почти завершена. Теперь приступим к самой плате. У меня получилось так, что пришлось обрезать готовую плату до нужных размеров, потому как транзистор и диоды были вынесены за пределы платы. Сама плата, которая выложена в конце статьи, имеет полный размер в связи с тем, что бы ее можно было подогнать по размерам.

   

Теперь впаиваем обрезанную плату в реле.

   
   

Осталось допаять перемычки и можно переходить к креплению радиатора (через изоляционную прокладку) и обрезанию крышки реле.

Собственно устройство готово. Осталось покрыть его лаком или залить канифолью. Хотя если реле будет стоять под приборной панелью, то вскрытие лаком можно исключить. После окончательной сборки устройство не требует настройки, подходит к любым (по мощности) электродвигателям, так как имеет максимальный ток в 74А! Это все таки автомобиль, должен быть 200% запас по мощности. Чтобы ничего не работало в пике своих характеристик. IRF4905 довольно дешевый, распространенный, проблем с его приобретением возникнуть не должно.

Ну вот и все. Фото готового устройства.

Список радиодеталей

Обозначение Тип Номинал Количество
  Программируемые таймеры и осцилляторы NE555D 1
  MOSFET IRF4905 1
  Биполярные КТ315А 1
  Выпрямительные SBR1040CT 1
VD1, VD2 Выпрямительные 1N4148 2
R1, R7 Резистор 10 кОм 2
R2 Резистор 2.2 МОм 1
R3 Резистор 2 МОм 1
R4, R5, R8 Резистор 1 кОм 3
R6 Резистор 47 Ом 1
R9 Резистор 4.7 кОм 1
R10 Резистор 510 Ом 1
C1 Конденсатор 0.1 мкФ 1
C2 Электролитический конденсатор 220 мкФ/16В 1
  Корпус от авто-реле   1

АРХИВ:Скачать




Источник: http://shemu.ru/index.php/avto/415-plavnoe-vklyuchenie-ventilyatora
Категория: Борт. сеть | Добавил: brys99 (21.08.2015)
Просмотров: 8676 | Комментарии: 2 | Теги: Плавное, охлаждения, вентилятора, своими, включение, руками, двигателя | Рейтинг: 4.4/8


Всего комментариев: 2
0
2 HOOLIGAN-1105   (09.07.2018 11:41) [Материал]
Цитата
На иномарках + питания находится на корпусе
  
 вот 
Цитата
Особенно это касается русского автопрома.
Написано же , или вы просто картинки смотрите
ничего корректировать не надо

Пожалуйста остав

0
1 Местный   (21.04.2017 10:23) [Материал]
На иномарках + питания находится на корпусе , поэтому схему надо подрихтовать под Р-канальный полевик с соответствующим управлением по минусу !!!

Пожалуйста остав

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024