Параметры однотактного усилителя
Чувствительность В ,----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------0.2
Диапазон воспроизводимых частот при Pвых = 5 Вт и неравномерности АЧХ = 2.5 Дб
, -------------------------------------------------------------------------------------------------18…
25000
Диапазон воспроизводимых частот при Pвых = 10 Вт и
неравномерности АЧХ = 3 Дб ,---------------------------------------------------------------------------------------------------22…21000
Суммарный коэффициент гармоник при Pвых = 10 Вт
,------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------0.4
Однотактный
усилитель на лампе 6П45С
Введение
В ламповых
усилителях большой мощности (более 20 Вт) наиболее распространены двухтактные
оконечные каскады с двухтактным трансформаторным выходом, работающие обычно в
режиме А или АВ Усилители меньшей мощности, как правило, собираются
однотактными, и работают в режиме А. В [1] рассмотрены основные принципы
построения ламповых усилителей и совершенно верно отмечено, что "звуковой
сигнал должен претерпевать как можно меньше преобразований, усиливаться как
можно меньшим числом каскадов". Далее автор пишет, что усилитель с
чувствительностью 0,2 В обычно содержит три каскада усиления - очевидно, с
конденсаторной межкаскадной связью Однако такой усилитель вряд ли будет
работать при полной выходной мощности так же стабильно и качественно, как,
например, при половине от возможного сигнала на выходе. Связано это, в первую
очередь, с резистивной нагрузкой для всех каскадов, кроме оконечного Так, при
нагревании некоторые сопротивления "фонят". Конечно, можно брать
резистор большей мощности или же подключить резисторы параллельно по несколько
штук для увеличения допустимой рассеиваемой мощности, но есть еще один
маленький нюанс. Дело в том, что коэффициент каскада, нагруженного резистором,
значительно меньше коэффициента усиления такого же каскада, только с
трансформаторной нагрузкой. К тому же резистивная нагрузка редко позволяет
использовать лампу на полную мощность (в смысле - не позволяет рассеивать на
аноде лампы максимально допустимую мощность), так как для этого потребуется
огромное питающее напряжение каскада - от 500 В и выше Следовательно, при
пониженном напряжении питания ток анода лампы так же понизится, а это неминуемо
влечет за собой обеднение звука в низкочастотном секторе. Для решения данной
проблемы есть два выхода.
1. Использовать в каскадах предварительного и
драйверного усилителя режимы с высоким напряжением питания каскада. Достать
высоковольтные конденсаторы в наше время - не проблема, вот только техника
безопасности...
2. Использовать в каскадах предварительного и
драйверного усилителя трансформатор в качестве нагрузки.
"Нет! - скажут искушенные
меломаны-радиолюбители, - межкаскадные трансформаторы стоят неприемлемо дорого!
А мотать с секционированием мы не хотим!" - и будут совсем не правы. Перед
резистивной нагрузкой трансформаторная имеет следующие преимущества:
- предельно высокий КПД,
- более естественный звук;
- максимально возможное усиление.
Конструкция
Схема
двухкаскадного усилителя представлена на рис. 1.
Как видно по схеме
(рис. 1), число пассивных элементов сведено к минимуму - всего 2 резистора.
Схема близка к хрестоматийной и, очевидно, именно из- за этого достигается
столь певучее звучание. Высокие показатели ламповых усилителей достигаются не
за счет усложнения схемотехники, а за счет тщательной проработки каждого
усилительного каскада. Здесь нет и не может быть "лишних" деталей.
Как минимум на половину звучание усилителя определяется конструкцией блока
питания, причем здесь необходимо позаботиться не только о сглаживании
пульсаций анодных напряжений, но и накальные напряжения должны быть
выпрямлены. Анодные цепи должны быть раздельными для входного и оконечного
каскадов (если речь идет о двухкаскадном усилителе), необходимы отдельные
анодные обмотки.
Лампа 6Н23П выбрана
после прослушивания нескольких, а именно: пальчиковых 6Н1П, 6Н2П, 6Н23П, 6Н6П
и октальных 6Н8С и 6Н9С. Выбор пал на 6Н23П в основном из-за наиболее
естественного звука Другие причины - доступность и низкая цена. Остальные
лампы так же пригодны для данной конструкции при соответствующей коррекции
режимов. В качестве выходной лампы применена 6П45С с фиксированным смещением.
Эта лампа обладает низким внутренним сопротивлением и она - одна из немногих,
способных дать качественный, плотный бас в однотактной схеме.
Режимы ламп
следующие
6П45С: Ua = 200 В, Uc1 = -15 В, Uc2 = 140
В, la = 175 мА, Ра = 35
Вт;
6Н23П (для одного
триода): Ua = 70 В, la = 21 мА, Uc = 0.
Так как оба триода
лампы VL1 соединены параллельно, то
суммарный ток входного каскада составляет 42 мА.
В выходном каскаде
используется режим с фиксированным смещением.
Схема блока питания
приведена на рис. 2.
В конструкции в
качестве силового лучше применять тороидальный трансформатор габаритной мощностью
120.. 150 Вт Первичная обмотка намотана проводом диаметром 0,6 мм и содержит
650 витков. Анодная обмотка мотается проводом той же марки диаметром 0,45 мм
500 витков. Накальная обмотка для лампы 6П45С намотана проводом диаметром 1,2
мм, остальные три накальные обмотки мотаются проводом диаметром 0,5 мм каждая.
Все остальные накальные обмотки содержат по 19 витков. Обмотка напряжения
смещения намотана проводом диаметром 0,1 мм и содержит 80 витков Весь провод
марки ПЭВ-2 Магни- топровод - ОЛ 50/80-50. Усилитель с таким силовым
трансформатором (а так же при выполнении нижеперечисленных условий) не фонит
вообще! Напряжение на выходе такого усилителя при отсутствии сигнала
на входе составляет всего 4 мВ Для питания
оконечного каскада применен источник с выпрямителем из двух диодов и двух
кенотронов (это же почти "Ongaku"! ©). Кенотроны обеспечивают постепенное
нарастание напряжения на аноде 6П45С, полупроводниковые диоды вместе с
вакуумными образуют полноценный диодный мост. Эта мера снижает риск отравления
анода мощной лампы быстро нарастающим высоким напряжением, как при
использовании полностью полупроводникового выпрямителя.
Отдельного внимания
заслуживает источник напряжения смещения выходной лампы. Выпрямитель его
собран на двойном кенотроне косвенного накала 6Х2П Данная мера принята для
плавного нарастания напряжения на сетке выходной лампы, что так же продлевает
срок ее службы. Напряжение -30 В с выхода выпрямителя поступает на сглаживающий
конденсатор С4 и на простой делитель напряжения R4, R5.
В качестве общего
провода применен медный провод диаметром 3 мм, зачищенный от лакового покрытия.
Длина выводов всех деталей и проводов - минимальная В качестве проводников
применен провод ПЭВ-1 1,0. Все проводники, идущие
непосредственно к лампам, припаяны к их ножкам, а провод, соединяющий входной
вывод трансформатора Т2 с лампой VL2, лучше
непосредственно припаивать к аноду выходной лампы. Такое соединение более
линейное, чем разъемное.
Как известно, одним
из самых проблемных элементов лампового усилителя является выходной трансформатор.
В данной конструкции есть еще и межкаскадный. Это - перемотанный сетевой
трансформатор от проигрывателя "РОМАНТИКА-222". Первичная обмотка
его содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0,16, всего 10 секций в каждой по одному
слою. В каждом слое по 300 витков. Вторичная обмотка содержит 3600 витков
провода ПЭВ-1 0,12. Всего 9 секций по одному слою намотки в каждой. Каждый слой
- по 400 витков. Первой на каркас наматывается секция первичной обмотки Далее
ведется намотка с чередованием секций.
Выходной
трансформатор намотан на магнитопро- воде от телевизионного сетевого
трансформатора ТСШ-150. Первичная обмотка его содержит 3120 витков провода
ПЭВ-1 0,35, всего 6 секций в каждой по 4 слоя. В каждом слое по 130 витков.
Вторичная обмотка содержит 675 витков провода ПЭВ-1 1,0, всего 5 секций, в
каждой секции по 3 слоя. Каждый слой - по 45 витков. Первой на каркас
наматывается секция первичной обмотки. Далее ведется намотка с чередованием
секций.
Дроссель L1 - D300AM (5 Гн, 300 мА) производства фирмы AUDIOINSTRUMENT. Все сопротивления, примененные
в конструкции, марок ВЗР или УЛИ. Электролитические конденсаторы Rubicon или Lipcon, остальные - марок К73-17 и К78-2.
Настройка усилителя
сводится к выставлению режима лампы 6П45С, установке тока анода путем регулирования
напряжений на сетках при помощи переменных сопротивлений (на схеме не
указаны).
Звучит усилитель не
по-тетродному живо и естественно. Очевидная причина этого - использование кенотронного
выпрямителя в блоке питания. Схема этого усилителя в очередной раз доказывает,
что получение высококачественного звука достигается в большей степени
скрупулезностью изготовления, а не только самой схемотехникой. Не спорю-
делать усилитель при соблюдении всех вышеперечисленных условий непросто, недешево
и долго. При такой скромной выходной мощности и нескромном коэффициенте
гармоник кому-нибудь все они покажутся излишними и неоправданными, но, думаю,
послушав его звучание, слушатель согласится - овчинка действительно стоит
выделки. Полученный коэффициент гармоник - суммарный, и большую часть его
занимает вторая гармоника. А она, в пределах до 1%, не воспринимается на слух
даже экспертами.
Литература ^
1 Иванов А.
Конструирование ламповых усилите лей. - Радио, 2004, №6, стр 17-20.
Андрей Тимошенко
г. Железногорск