МЛТ и LM317 в ламповых усилителях
Данная статья
является логическим продолжение описания усилителя, приведенного в [1]. По
сути своей - это ряд экспериментов с режимами и схемотехникой, проведенных
над одной конструкцией. Сразу хочу отметить, что эти действия проводились в
большей степени не в качестве эксперимента, а просто в поисках лучшего звука,
и он был найден. Интересно, что результат получился несколько отличным от
предполагаемого заранее.
Первая версия
усилителя, как мы помним из предыдущей статьи, представляла собой двухтактный
усилитель с непосредственной связью между каскадами по схеме Лофтина-Уайта.
Пожалуй, главным недостатком этой схемы была необходимость наличия в схеме
ламп (даже триодов в каждом из баллонов ламп 6Н9С) с абсолютно одинаковыми
параметрами, так как в противном случае режимы выходных ламп в плечах
различались, происходил существенный перекос по току. Это было вызвано тем, что
режим выходной лампы зависел не только от нее самой, но и от режима входной
лампы, стоящей по схеме перед ней. Да и звучание этого усилителя было не тем,
какое ожидалось от усилителя без разделительных конденсаторов. Однотактный
усилитель делать не хотелось из принципа, хотя и в двухтактном варианте за
выходной мощностью я не гнался. Нужно было качество. Собственно, именно поэтому
было произведено изменение схемы. Причем - существенное.
Первым шагом на
пути к изменению схемы стала установка межкаскадных конденсаторов и уменьшений
резисторов утечки до величины 100 кОм. Методом слуховой экспертизы в качестве
межкаскадных конденсаторов были оставлены "бутерброды" из
соединенных параллельно К78-2 и СГМ. Лишний раз подтвердилась верность данных
из таблицы
[2]. В катоды выходных ламп я установил сборку из резисторов с полярными и
неполярными конденсаторами. Режим для ламп 6ПЗС Е подобран следующий: Ua = 370 В, la = 60 мА, Uk = 19,8 В, Uc2 = 375
В, Ра = 21 Вт. Второй вариант схемы усилителя на
6ПЗС-Е и 6Н9С представлен
на рис. 1.
Блок питания
конструкции был умощнен и вынесен в отдельный корпус. Итог - полное отсутствие
фона переменного тока на выходе каналов. Я отказался от тороидального
трансформатора и вместо него поставил два ТС-180, предварительно проваренные
в парафине, у которых были использованы только анодные обмотки. В итоге блок
питания состоял сразу из трех силовых трансформаторов (одного - накального и
двух - анодных), и все это ради выходной мощности по 5 Вт в каждом канале, но
оно того стоит. Помимо установки более мощных трансформаторов было добавлено
большое количество отечественных конденсаторов в фильтр питания, как полярных
(в сумме 1000 мкФ), так и
неполярных (в сумме 100 мкФ).
Хочу отметить
превосходное звучание таких маленьких выходных трансформаторов, как тех, что
стояли в приемнике "Симфония". Включение выходных ламп - тетродное,
не смотря на возможность ультралинейного подключения. В сети такие
трансформаторы, хоть и бывшие в употреблении, стоят дорого по сравнению со
своими собратьями аналогичных габаритов, но это не удивительно.
Третий вариант
схемы делался исключительно в экспериментальных целях. А цель эксперимента
была такова: сравнить звучание классического лампового усилителя с усилителем,
имеющим в выходном каскаде источник тока на полупроводниках. В качестве такового
был выбран широкораспространенный LM317. Примечательно,
что даже Сакума применял его в своих конструкциях [3]. Но впервые идея
поставить источник тока в катоды выходных ламп была замечена на форуме [4],
где ее весьма хвалили. Катодная цепь выходного каскада переделана, как на рис.
2.
В случае использования микросхемы катоды обоих
ламп 6ПЗС-Е
следует соединить. Звучит усилитель с источником тока так же хорошо, как и с
шунтированным резистором в катеде. Более того - напрочь отсутствует
фон на выходе усилителя, так как LM317 гасит переменный ток, даже от
дросселя в блоке питания можно совсем отказаться. Кстати, если вы будете экспериментировать с LM317, не забудьте посадить ее на радиатор, ибо эта микросхема очень
греется и без охладителя имеет полное право выйти из строя.
И еще важная деталь
напоследок, Остерегайтесь подделок! Первоначапьно я покупал LM317, которые оказались поддельными, усилитель плохо звучал, и данная
статья могла иметь совсем иное заключение, с которым многие поспорили бы.
Литература, pecypcы :
1. Тимошенко А. Двухтактный Лофтин-Уайт. -
Радиолюбитель, №9, 2010, стр. 13.
2. Дмитриев Д . Оценка влияния переходных конденсаторов на звучание
усилителя. - Вестник АРА, Спецвыпуск, стр. 15-17.
3. http://www10.big.or.jp/~dh/galleri/takuji.html
4. http://forum.datagor.ru/index.php?showtopic=3423&hl=%F3%F1%E8%EB%E8%F2%E5%EB%FC+LM317
Андрей Тимошенко
г. Орёл