Каталог статей

Главная » Все схемы » + Конкурс + » Gsm антенны, примочки, усилители, ретрансляторы.

Выбранная схема!!!


5642
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕСТЕР

Описываемый автомобильный тестер позволяет измерять:

-    напряжение в электрических цепях «V»;

-    часто гу вращения коленчатого вала двигателя «П»;

-    угол замкнутого состояния контактов прерывателя «у»;

-    сопротивление цепей «R>.

Схема тестера показана, на рис. 1.11.

Рас. 1.11. Принципиальная схема тестера.

Автомобильный тестер подключается клеммами «+» и «—» к соответствующим точкам электрической сети автомобиля и клеммой «К» - к контакту прерывателя.

Если в автомобиле установлен блок электронного зажигания, то при измерении скорости вращения коленчатого вала двигателя клемму «К» подключают не к прерывателю, а к тому из выводов первичной обмотки катушки зажигания, который соединен с выходом электронного блока.

Работа прибора в различных режимах

Измерение напряжений.

Вторая контактная группа (SA2.2) тумблера SA2 используется для переключения диапазонов вольтметра: при подключении правой вершины моста VD4 -г- VD7 к стабилитрону VD8 шкала растянута в пределах 9 -f 15 В, а при подключении этой вершины к резистору R13 шкала, равномерна и имеет верхний предел 10 вольт.

Первый предел удобен при измерении напряжения отдельных элементов (банок) аккумулятора. Предел измерений 9-н 15 В позволяет более точно контролировать степень заряженности аккумулятора в целом и определять напряжение в большинстве точек электрических цепей.

Диапазон 0 -ь 10 В удобен при измерении напряжения отдельных элементов аккумулятора и в некоторых других случаях. В частности, в «Жигулях» напряжение на штекере «85» реле контрольной лампы заряда (реле РС702) при работе двигателя составляет 7 -н 8 В.

Для измерения напряжений на пределе 0 ч-10 В (переключатель SA1 в положении «V») переключатель SA2 необходимо поставить в положение «0 ~ 10 В» («1500» об/мин), а гнездо «—» соединить с массой автомобиля (с массой соединен отрицательный полюс аккумуляторной батареи). При этом измерительный прибор Р1 оказывается включенным по схеме, приведенной на рис. 1.12.

Рис. 1.12. Схема измерения напряжения на пределе 0 -т- 10 В.

Диоды VD5 -ь VD7 на рисунке не показаны, так как в этом режиме измерений они включены в обратном направлении и заметного влияния на ток в цепи не оказывают. Резисторы R3, R10, R13 и R14 и диод VD7 выполняют роль добавочных резисторов. Элемент электрической цепи, напряжение на котором необходимо измерить, подключается к гнезду «К» с помощью второго соединительного проводника.

Измеряя напряжение в пределе 9    15    В, переключатель SA2 переводят в

положение «9    15 В» («7500» об/мин). При этом вместо резисторов R13 и R14 к

стрелочному прибору Р1 подключают резистор R1 и стабилитрон VD8 (рис. 1.13), которые образуют простейший стабилизатор напряжения. Напряжение стабилизации Uct стабилитрона VD8 (для стабилитронов типа Д814Б оно составляет 8    9,5 В)

подключается к выводу микроамперметра Р1, обозначенному знаком «—». Поэтому стрелка микроамперметра будет отклоняться только тогда, когда на гнездо «К» будет подано напряжение, превышающее напряжение стабилизации.

Следует иметь в виду, что при измерении напряжений на пределе «9 4- 15 В» гнездо "+" с помощью третьего измерительного проводника обязательно должно быть соединено с плюсовой клеммой аккумулятора.

Рис. 1.13. Схема измерения напряжения на пределе 9 -н 15 В.

Измерение угла замкнутого состояния контактов прерывателя.

При измерении угла «у» (переключатель SA1 в положении «у»), в пределах которого замкнуты контакты прерывателя, а также при измерении сопротивлений тумблер SA2 ставят в положение «9    15    В», подавая в измерительную цепь

стабилизированное напряжение. Диод VD1 отключает измерительную цепь от контактов прерывателя при их размыкании, предотвращая шунтирование контактов измерительной цепью и защищая её от высоковольтных импульсов, возникающих на контактах.

Для работы прибора необходимо гнезда «+» и «—» (см. рис. 1.14) соединить соответственно с полюсами «+» и «—» аккумулятора, а гнездо «К» - с подвижным контактом прерывателя, который гибким проводником соединен с первичной обмоткой катушки зажигания КЗ. Если в автомобиле установлен блок электронного зажигания, то гнездо «К» необходимо соединить с выводом КЗ, который соединен с выходом электронного блока. Переключатель SA2 должен быть установлен в положение «9 -г- 15 В». В результате этих операций микроамперметр Р1 оказывается включённым по схеме, показанной на рис. 1.14.

Рис. 1.14. Схема измерения угла ЗСКП.

Если контакты К прерывателя разомкнуты, то ток через микроамперметр не проходит. При замкнутых контактах прерывателя этот ток имеет максимальное значение, ограниченное лишь сопротивлениями резисторов R5, R7, диода VD6 и внутренним сопротивлением рамки R1.

Во время работы двигателя контакты прерывателя периодически замыкаются и размыкаются. В результате в электрической цепи, в которую включен стрелочный прибор Р1, возникают импульсы тока. Из-за инерционности стрелки она будет показывать среднее значение этого тока, которое пропорционально отношению времени замкнутого состояния контактов к разомкнутому. В четырехтактном двигателе за время одного оборота приводного валика прерывателя-распределителя контакты размыкаются четыре раза, то есть, через каждые 90 °.

При этом замкнутое состояние контактов должно соответствовать вполне определенному для каждой марки автомобиля углу. Для автомобилей марки «Жигули» угол замкнутого состояния контактов прерывателя должен составлять 52    58    °.    Так    как

отклонение стрелки на последнее деление шкалы соответствует углу замкнутого состояния контактов, равному 90 ° (контакты все время остаются замкнутыми и через прибор Р1 протекает максимальный ток), то при углах 52 ^ 58 ° стрелка должна находиться в пределах 0,578 -г- 0,644 от максимального отклонения.

Поэтому на шкале прибора сделаны метки возле делений, соответствующих:

52 Г 90 - 0,578 и 58 : 90 = 0,644.

Шкала угла «у» равномерна, её крайнее левое деление соответствует нулевому углу, а крайнее правое - углу 90 ° (для 4-цилиндровых двигателей). В тестере применен миллиамперметр с током полного отклонения 1 мА; поэтому деления его шкалы соответствуют замкнутому состоянию контактов прерывателя в относительных долях.

У двигателя с нормально отрегулированным контактным зазором стрелка прибора должна находиться между делениями 0,578 0,644.

Если стрелка прибора не доходит до отметки 0,578, то время замкнутого состояния контактов слишком мало, и зазор между контактами надо уменьшить (необходимость уменьшить зазор отмечена на шкале знаком «—» слева от метки 0,578). При отклонении стрелки прибора за отметку 0,644 зазор между контактами, наоборот, следует увеличить (необходимость увеличить зазор отмечена на шкале знаком «+» справа от метки 0,644).

При измерении угла «у» имеет место небольшое дрожание стрелки прибора, но отсчёту оно не мешает.

Если позволяют размеры корпчеа, в котором монтируется схема тестера, то в неё следует добавить электролитический конденсатор (СЗ) ёмкостью несколько тысяч мкФ. включив его параллельно измерительному прибору. Это уменьшит дрожапие стрелки прибора в режиме измерения угла «у». Постоянное потклгочение этого конденсатора не нарушает работу' тестера в других режимах.

Измерение сопротивлений.

Измерение сопротивлений можно осуществлять в режиме измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя (перектючатеть SAI в положении <<у» или «R», тумблер SA2 ставят в положение «9 -f 15 В», подавая ieM самым в измерительную цепь стабилизированное напряжение), включив между гнездами -.<к> и «—» вместо контактов прерывателя исследуемый резистор Rx ичи другой элемент, сопротивление которого требуется измерить.

Предел измеряемых при этом сопротивлений составляет от 500 Ом до 100 кО« при использовании стрелочного прибора Р1 с током полного отклонения о 1 мА. Точность измерения сопротивлений вблизи нижнего предела невысокая. Участок шкалы 0 -г 0,5 кОм получается сильно сжатым, поэтому цепи с сопротивлением ниже 0,5 кОм можно проверять только на отсутствие обрыва.

Отсчет сопротивлений делается по трафику, который можно составить, подключая к тестеру сопротивления известного значения. Владельцам «Жигулей» градуировочный график можно не делать. Достаточно подключить К клеммам «К» и «—» резистор сопротивлением б кОм и отметить на шкале прибора положение, в котором остановится стрелка (для прибора на ток ! м А оно находи тся вблизи середины шкалы). Эта отметка позволит контролировать исправность вторичной обмотки катушки зажигания (номинальное сопротивление 6 кОм) и сопротивления помехоподан-ляющего резистора в бегунке распредели теля (номинальное сопротивление 5-^6 кОм).

При желании сдвинуть диапазон измерения сопротивлений в сторону меньших значений в приборе следует применить переключатель SA1 на 4 положения и добавить в него цепи, показанные на рис. 1.11 и 1.15 пунктиром.

В положении «R» переключателя SA1 тестером можно измерять сопротивления 0,1 -н ЮкОм.

Измерение частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Прибор, используемый для этих целей, называется тахометром. Принцип его работы заключается в измерении силы тока в электрической цепи, на вход которой поступают импульсы напряжения с частотой повторения, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Из схемы видно, что в режиме измерения частоты вращения (переключатель S А1 в положении «П») тестер имеет два диапазона: 0    1500    об/мин (для более точного измерения оборотов холостого хода) и 0 н- 7500 об/мин. Диапазоны переключают контактами SA2.1 тумблера SA2. Шкала тахометра в обоих диапазонах равномерна.

Гнездо «—» соединяется с массой автомобиля, а гнездо «К» - с подвижным контактом прерывателя, как это делалось при измерении угла замкнутого состояния контактов прерывателя. В результате стрелочный прибор Р1 оказывается включенным в электрическую цепь, показанную на рис. 1.16.

Рис. 1.16. Схема измерения частоты вращения коленчатого вала.

При работающем двигателе вследствие периодически повторяющихся замыканий и размыканий контактов прерывателя К на подвижном контакте образуются положительные импульсы напряжения. Эти импульсы по соединительному проводнику через гнездо «К» и фильтр R4, С1 поступают на стабилизатор напряжения R6, VD3, который нормирует их по амплитуде, не зависящей от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Нормированные по амплитуде импульсы поступают на делители напряжения R8, R9 и Rl 1, R12 и с них через контакты переключателя SA2.1, конденсатор С2, диод VD4, микроамперметр Р1, диод VD7 и конденсатор С4 замыкаются на неподвижный контакт прерывателя, соединенный с массой автомобиля. Прохождение по указанной цепи импульсов напряжения сопровождается протеканием через стрелочный прибор Р1 электрического тока. Сила этого тока тем больше, чем выше частота повторения импульсов, то есть, чем большие обороты развивает двигатель. Кроме того, ток через прибор зависит и от сопротивления подключенного к нему делителя R8, R9 и Rl 1, R12 и может регулироваться переменными резисторами R8hR12.

При измерении частоты вращения коленчатого вала двигателя клемму «+» к электросети автомобиля можно не подключать. Если эта клемма не подключена, то правая вершина моста VD4 -г- VD7 замкнута по переменному току с общим минусом через конденсатор С4.

Наладка

Для налаживания тестера необходимы источник постоянного напряжения, регулируемого в пределах 0 - 15 В, трансформатор, понижающий напряжение в сети 50 Гц до 10 -г- 12 В, образцовый вольтметр постоянного тока и магазин сопротивлений до 100 кОм (или резистор сопротивлением 6 кОм для упрощенного варианта прибора).

Налаживание прибора осуществляют в следующей последовательности:

Переключатель SA1 ставят в положение «V». Установив тумблер SA2 в

положение «9 ч- 15 В», с помощью резистора R10 устанавливают стрелку прибора на крайнее правое деление шкалы при входном напряжении 15 вольт. После этого, снижая входное напряжение через 1 вольт, делают отметки растянутой шкалы напряжений, соответствующие 14 В, 13 В, 12 В, 11В, 10 и 9 В.

Затем тумблер SA2 переводят в положение «0 ч- 10 В» и резистором R13 добиваются максимального отклонения стрелки при входном напряжении 10 вольт и постепенно уменьшая напряжение между гнездами «К» и «—» до нуля, отмечают положения стрелки, соответствующие значениям напряжения 9,8,7,6,5,4,3,2,1 и 0 В.

Далее переводят переключатель SA1 в положение «у», а тумблер SA2 - в положение «0 ч- 15 В» (к гнезду «+» относительно общей точки, соединяемой с корпусом автомобиля, подключают источник постоянного тока напряжением 10 -г- 14 В), замыкают между собой клеммы «К» и «—», после чего подбирают резистор R7 по максимальному отклонению стрелки прибора.

Графики перевода показаний миллиамперметра в значения сопротивлений (в положениях «R» и «у» переключателя SA1, см. рис. 1.18) составляют, включив между клеммами «К» и «—» магазин сопротивлений. Тестер в это время должен быть подключен к источнику постоянного напряжения со значением не менее 10 В.

Затем перемычку между гнездами «К» и «—» убирают, и вместо неё включают образцовые резисторы (лучше всего магазин сопротивлений) и калибруют шкалу микроамперметра Р1 в единицах измерения сопротивления в пределах 0,5 ч- 100 кОм.

При калибровке шкалы сопротивлений на пределе измерений 0,1 ч- 10 кОм (переключатель SA1 в положение «у») образцовые резисторы включаются между гнёздами «К» и «—».

Подбором резистора R2 добиваются того, чтобы при подключении образцового резистора сопротивлением 10 кОм между гнездами «К» и «—» стрелка прибора Р1 отклонилась на отметку, занимаемую ею при измерении напряжения, равного примерно 0,5 В.

Дальнейшую градуировку производят так же, как и на шкале 0,5 ч- 100 кОм.

Установив переключатель SA1 в положение «П», а тумблер SA2 - в положение «1500 об/мин». К клеммам «К» и «—» подключить генератор переменного напряжения амплитудой 15 ч- 20 В и частотой 50 ч- 250 Гц.

Частота повторения входных импульсов 50 Гц соответствует частоте вращения коленчатого вала 1500 об/мин, 100 Гц - 3000 об/мин, 250 Гц - 7500 об/мин.

На пределе «1500» об/мин («0 ч- 10 В») отклонения стрелки на последнюю отметку шкалы при частоте входного напряжения 50 Гц осуществляют с помощью подстроечного резистора R12, а на пределе «7500» об/мин - с помощью подстроечного резистора R8 при частоте входного напряжения 250 Гц.

Можно использовать для этих целей напряжение осветительной сети с частотой 50 Гц, понизив его с помощью трансформатора до напряжения 15 В, то с помощью резистора R12 устанавливают стрелку прибора на последнее деление шкалы, а резистором R8 стрелку устанавливают на отметку, соответствующую одной пятой части шкалы: 1500:7500 =1:5 (деление 2 шкалы «0 ч-10 В»),

В цепях схемы, подлежащих наладке после монтажа, установлены переменные резисторы. Уточнив сопротивление этих резисторов в процессе наладки, их можно заменить на постоянные резисторы.

Три провода, соединяющие тестер с автомобилем, целесообразно выполнить трех разных цветов и снабдить их наконечниками типа «крокодил».

Для выбора режима работы служит переключатель S А1 галетного типа.

Тестер можно выполнить и без переключателя рода работы SA1, применив вместо него систему из нескольких входных клемм. Это упрощает конструкцию прибора.

В тестере применен миллиамперметр типа М5-2 на 1 мА с сопротивлением рамки 300 Ом.

Для удобства отсчета измеряемых величин шкала этого прибора заменена на самодельную (рис. 1.17).

Градуировка шкалы «П» сделана в тыс. об/мин. Из-за малых размеров шкалы цифры обоих пределов измерения оборотов размещены на ней в один ряд (цифры в скобках - для предела 7500 об/мин).

Малая площадь шкалы не позволяет поместить на ней цифры отсчета сопротивлений (сделана лишь отметка 6 кОм). Поэтому сопротивление определяют по графикам (рис. 1.18), составленным для положений «R» и «у» переключателя SA1.

На графиках в верхней части дана шкала напряжений «0 -г 10 В», на нижней части - шкала сопротивлений.

Рис. 1.17. Внешний вид самодельной шкалы.
Рис. 1.18. Графики для определения сопротивления.

Категория: Gsm антенны, примочки, усилители, ретрансляторы. | Добавил: Zloy (15.02.2014)
Просмотров: 7597 | Комментарии: 1 | Теги: тестер, Автомобильный | Рейтинг: 2.2/4


Всего комментариев: 1
0
1 Rts   (02.05.2014 12:40) [Материал]
Непонятно каким образом, на рисунке 1.12 оказался конденсатор после R14, да еще закороченый?

Пожалуйста остав

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024