Рис. 1.16. Схема измерения частоты вращения коленчатого вала.При работающем двигателе вследствие периодически повторяющихся замыканий и размыканий контактов прерывателя К на подвижном контакте образуются положительные импульсы напряжения. Эти импульсы по соединительному проводнику через гнездо «К» и фильтр R4, С1 поступают на стабилизатор напряжения R6, VD3, который нормирует их по амплитуде, не зависящей от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Нормированные по амплитуде импульсы поступают на делители напряжения R8, R9 и Rl 1, R12 и с них через контакты переключателя SA2.1, конденсатор С2, диод VD4, микроамперметр Р1, диод VD7 и конденсатор С4 замыкаются на неподвижный контакт прерывателя, соединенный с массой автомобиля. Прохождение по указанной цепи импульсов напряжения сопровождается протеканием через стрелочный прибор Р1 электрического тока. Сила этого тока тем больше, чем выше частота повторения импульсов, то есть, чем большие обороты развивает двигатель. Кроме того, ток через прибор зависит и от сопротивления подключенного к нему делителя R8, R9 и Rl 1, R12 и может регулироваться переменными резисторами R8hR12.
При измерении частоты вращения коленчатого вала двигателя клемму «+» к электросети автомобиля можно не подключать. Если эта клемма не подключена, то правая вершина моста VD4 -г- VD7 замкнута по переменному току с общим минусом через конденсатор С4.
Наладка
Для налаживания тестера необходимы источник постоянного напряжения, регулируемого в пределах 0 - 15 В, трансформатор, понижающий напряжение в сети 50 Гц до 10 -г- 12 В, образцовый вольтметр постоянного тока и магазин сопротивлений до 100 кОм (или резистор сопротивлением 6 кОм для упрощенного варианта прибора).
Налаживание прибора осуществляют в следующей последовательности:
Переключатель SA1 ставят в положение «V». Установив тумблер SA2 в
положение «9 ч- 15 В», с помощью резистора R10 устанавливают стрелку прибора на крайнее правое деление шкалы при входном напряжении 15 вольт. После этого, снижая входное напряжение через 1 вольт, делают отметки растянутой шкалы напряжений, соответствующие 14 В, 13 В, 12 В, 11В, 10 и 9 В.
Затем тумблер SA2 переводят в положение «0 ч- 10 В» и резистором R13 добиваются максимального отклонения стрелки при входном напряжении 10 вольт и постепенно уменьшая напряжение между гнездами «К» и «—» до нуля, отмечают положения стрелки, соответствующие значениям напряжения 9,8,7,6,5,4,3,2,1 и 0 В.
Далее переводят переключатель SA1 в положение «у», а тумблер SA2 - в положение «0 ч- 15 В» (к гнезду «+» относительно общей точки, соединяемой с корпусом автомобиля, подключают источник постоянного тока напряжением 10 -г- 14 В), замыкают между собой клеммы «К» и «—», после чего подбирают резистор R7 по максимальному отклонению стрелки прибора.
Графики перевода показаний миллиамперметра в значения сопротивлений (в положениях «R» и «у» переключателя SA1, см. рис. 1.18) составляют, включив между клеммами «К» и «—» магазин сопротивлений. Тестер в это время должен быть подключен к источнику постоянного напряжения со значением не менее 10 В.
Затем перемычку между гнездами «К» и «—» убирают, и вместо неё включают образцовые резисторы (лучше всего магазин сопротивлений) и калибруют шкалу микроамперметра Р1 в единицах измерения сопротивления в пределах 0,5 ч- 100 кОм.
При калибровке шкалы сопротивлений на пределе измерений 0,1 ч- 10 кОм (переключатель SA1 в положение «у») образцовые резисторы включаются между гнёздами «К» и «—».
Подбором резистора R2 добиваются того, чтобы при подключении образцового резистора сопротивлением 10 кОм между гнездами «К» и «—» стрелка прибора Р1 отклонилась на отметку, занимаемую ею при измерении напряжения, равного примерно 0,5 В.
Дальнейшую градуировку производят так же, как и на шкале 0,5 ч- 100 кОм.
Установив переключатель SA1 в положение «П», а тумблер SA2 - в положение «1500 об/мин». К клеммам «К» и «—» подключить генератор переменного напряжения амплитудой 15 ч- 20 В и частотой 50 ч- 250 Гц.
Частота повторения входных импульсов 50 Гц соответствует частоте вращения коленчатого вала 1500 об/мин, 100 Гц - 3000 об/мин, 250 Гц - 7500 об/мин.
На пределе «1500» об/мин («0 ч- 10 В») отклонения стрелки на последнюю отметку шкалы при частоте входного напряжения 50 Гц осуществляют с помощью подстроечного резистора R12, а на пределе «7500» об/мин - с помощью подстроечного резистора R8 при частоте входного напряжения 250 Гц.
Можно использовать для этих целей напряжение осветительной сети с частотой 50 Гц, понизив его с помощью трансформатора до напряжения 15 В, то с помощью резистора R12 устанавливают стрелку прибора на последнее деление шкалы, а резистором R8 стрелку устанавливают на отметку, соответствующую одной пятой части шкалы: 1500:7500 =1:5 (деление 2 шкалы «0 ч-10 В»),
В цепях схемы, подлежащих наладке после монтажа, установлены переменные резисторы. Уточнив сопротивление этих резисторов в процессе наладки, их можно заменить на постоянные резисторы.
Три провода, соединяющие тестер с автомобилем, целесообразно выполнить трех разных цветов и снабдить их наконечниками типа «крокодил».
Для выбора режима работы служит переключатель S А1 галетного типа.
Тестер можно выполнить и без переключателя рода работы SA1, применив вместо него систему из нескольких входных клемм. Это упрощает конструкцию прибора.
В тестере применен миллиамперметр типа М5-2 на 1 мА с сопротивлением рамки 300 Ом.
Для удобства отсчета измеряемых величин шкала этого прибора заменена на самодельную (рис. 1.17).
Градуировка шкалы «П» сделана в тыс. об/мин. Из-за малых размеров шкалы цифры обоих пределов измерения оборотов размещены на ней в один ряд (цифры в скобках - для предела 7500 об/мин).
Малая площадь шкалы не позволяет поместить на ней цифры отсчета сопротивлений (сделана лишь отметка 6 кОм). Поэтому сопротивление определяют по графикам (рис. 1.18), составленным для положений «R» и «у» переключателя SA1.
На графиках в верхней части дана шкала напряжений «0 -г 10 В», на нижней части - шкала сопротивлений.
Рис. 1.17. Внешний вид самодельной шкалы.
Рис. 1.18. Графики для определения сопротивления.