Устройство г.Сасово
Рязанской обл.
для
зарядки и тренировки аккумуляторов
Многие владельцы
автомобилей полагают, что "жизнь" аккумулятора зависит только от
качества его изготовления, поэтому покупают импортные аккумуляторы. В
некоторых автомобильных журналах даже высказывается мнение о том, что срок
службы аккумулятора должен быть не более грда. Это, конечно, очень выгодно компаниям - производителям.
Практика
показывает, что если следить за уровнем электролита и раз в 3 месяца
производить тренировочный цикл (полный разряд с последующим полным зарядом), то
срок службы аккумулятора можно увеличить до 9 лет при сохранении достаточно
высоких параметров (емкости и максимального разрядного тока). Проведение тренировочных
циклов не только продлевает срок эксплуатации аккумулятора, но и увеличивает
максимальный разрядный ток (уменьшает внутреннее сопротивление).
Но тренировочные
циклы (тем более, устранение сульфатации) отнимают много времени. Поэтому в
радиолюбительской литературе опубликовано много описаний автоматических
зарядных устройств [1 - 5], каждое из которых имеет как достоинства, так и недостатки.
Предлагаю еще одно
устройство, которое при простой схеме обладает широкими функциональными
возможностями.
Схема состоит из стабилизатора напряжения
(микросхема DA1), триггера Шмитта (элементы
DD1.1, DD1.2), счетчика
циклов разряда-заряда (микросхема DD2) с
узлом индикации состояния этого счетчика (R8....R13, VT1....VT6, VD4....VD9), двух
ключей (VT7, VD2, К1 и VT8, VD3, К2), инвертора DD1.3, силового выпрямителя (HL2, Т1, VD10....VD13) и нагрузочного
сопротивления, роль которого выполняет лампа HL1.
Стабилизатор напряжения
на микросхеме DA1 служит для питания микросхем
DD1, DD2, а также источником опорного напряжения при контроле напряжения на
аккумуляторе. Триггер Шмитта управляет ключом VT7, VD2, К1. Счетчик на микросхеме DD2 подсчитывает количество разрядно- зарядных циклов и управляет ключом VT8, VD3, К2, который отключает нагрузку
HL1 от аккумулятора.
Работает прибор
следующим образом. Сначала нужно подключить к устройству аккумулятор GB1. При этом
на выходе стабилизатора DA1 появляется напряжение +5
В, а на резисторе R15 образуется короткий положительный
импульс напряжения, устанавливающий счетчик DD2 в нулевое состояние. При этом на его выходе 0 высокий уровень,
который открывает транзистор VT1.
Загорается светодиод VD4. Если напряжение
подключенного аккумулятора меньше 15 В, то на выходе триггера (выводе 3 DD1.1) — "1", транзистор VT7 открыт, а реле К1 включено. Реле К2 также включено,
поскольку на выводе 5 DD2 — "О", соответственно,
на выходе (выводе 10) DD1.3 — "1", и VT8 открыт.
Устройство подключается
к сети 220 В. При этом начинается зарядка аккумулятора GB1. Зарядный ток протекает
по цепи: диоды VD10....VD13, замкнутые
контакты К1.1, аккумулятор GB1. Величина
зарядного тока ограничивается сопротивлением лампы накаливания HL2, включенной в разрыв первичной обмотки
трансформатора Т1. По мере зарядки аккумулятора напряжение на нем и на
резисторе R2 увеличивается. Когда
напряжение на GB1 достигает 15 В, триггер
Шмитта переключается, на выводе 3 DD1.1 —
"0", и транзистор VT7 закрывается.
Реле К1 отпускает, и его контакты К1.1 переключают аккумулятор на разрядку
(подключают нагрузку — лампу HL1). Ток
разрядки аккумулятора определяется сопротивлением лампы HL1.
При этом перепад напряжения с выхода триггера
(вывода 4 DD1.2) поступает на вывод 14
счетчика DD2 и переключает его в
следующее состояние, т.е. "1" на выходе 1. Тогда открывается
транзистор VT2, и загорается светодиод VD5.
По мере разрядки
аккумулятора напряжение на нем (и на резисторе R2) уменьшается. Когда напряжение GB1 уменьшается
до 10,7 В, триггер опять переключается, транзистор VT7 открывается. Срабатывает реле К1 и переключает аккумулятор на зарядку.
Через несколько циклов заряда - разряда при очередном срабатывании счетчика DD2 на его выводе 5 появляется "1", соответственно, на выходе DD1.3 — "0". Транзистор VT8 закрывается, реле К2 отпускает, и лампа HL1 отключается от аккумулятора. На этом тренировка
аккумулятора заканчивается. Дальше оба реле выключены, а аккумулятор
разряжается небольшим током, равным общему току потребления микросхем DDI, DD2, DA1 (всего около 4 мА).
Количество циклов
тренировки аккумулятора можно изменять, подключая входы (выводы 8 и 9) элемента
DD1.3 к разным выходам микросхемы
DD2. Зарядный и разрядный ток
аккумулятора регулируется подбором ламп HL1 и HL2 (HL1 должна
быть рассчитана на напряжение 12 В, a HL2 — на 220 В). При помощи резисторов R2 и R3 можно
в широких пределах регулировать пороги напряжения на аккумуляторе, при которых
происходят переключения триггера. При этом R3 регулирует ширину гистерезиса характеристики триггера, a R2 одновременно
и пропорционально изменяет оба пороговых напряжения срабатывания.
Описанный способ
тренировки аккумулятора, когда он полностью разряжается (до напряжения 10,7
В), а затем полностью заряжается (до 15 В), является "классическим".
В специальной литературе рекомендуются и другие способы тренировки, например,
такой режим. Аккумулятор полностью заряжают до напряжения 15 В и отключают от
зарядного устройства. При снижении напряжения на нем до 12,8 В аккумулятор
опять подключают к зарядному устройству и доводят его напряжение до 15 В.
Процесс повторяют несколько раз. Предлагаемый прибор позволяет реализовать и
этот режим. Для этого лампа HL1 из
схемы исключается, а HL2 подбирается такой мощности,
чтобы зарядный ток аккумулятора был около 0,05 от его номинальной емкости. В
перерывах между зарядами аккумулятор будет разряжаться током примерно 4 мА.
Конденсатор С1
подавляет пульсации напряжения на входе триггера, что повышает четкость его
работы. Диод VD1 ограничивает напряжение на
С1 в пределах 0...5 В (в принципе, VD1 можно
исключить). Напряжения, при которых срабатывает триггер, достаточно стабильны,
т.к. микросхема DD1 питается стабилизированным напряжением.
Замена деталей
должна производиться в соответствии с их электрическими характеристиками. Микросхемы
серии К561 желательно заменить на микросхемы серии 564, т.к. последние имеют
более широкий температурный диапазон. В качестве К1 и К2 использованы реле
включения фар (90.3747-01) от автомобиля "УАЗ". Мощность трансформатора
Т1 должна быть не менее 150 Вт (для зарядки током 6 А 12-вольтового
аккумулятора). Для того, чтобы лампа HL2 эффективно
ограничивала и стабилизировала зарядный ток, на ней должна выделяться
достаточная мощность, поэтому напряжение холостого хода трансформатора должно
быть в пределах 19....30 В. Пампу HL2 можно
заменить конденсатором большой емкости, но практически это неудобно, т.к.
трудно подобрать нужный конденсатор, и не будет стабилизироваться ток зарядки.
Для удобства
пользования в схему можно добавить переключатель, изменяющий количество циклов
заряда-разряда. Он должен поочередно подключать входы DD1.3 к выходам DD2. Для повышения экономичности прибора в отключенном состоянии можно
установить тумблеры, отключающие светодиоды (VD6....VD9).
Например, если
подключить входы DD1.3 к выводу 7 DD2, то светодиод VD7 нужно отключить, иначе ток потребления увеличится с 4 до 15 мА. Для
уменьшения потребляемого тока можно также увеличить сопротивление R7 до 3 кОм, но при этом уменьшится яркость свечения
светодиодов. Исходное (нулевое) положение стрелки амперметра РА1 должно быть
в середине шкалы, а диапазон измерения тока - 1.0...10
А.
Устройство
размещено в двух металлических корпусах. В одном находится узел питания (VD10 ...VD13, Т1, FU1), в
другом — все остальные элементы (кроме лампы HL1). Соединение
элементов, а также подключение лампы HL1 и аккумулятора
осуществляется при помощи стандартных вилок и розеток (220-воль- товых),
закрепленных на корпусах.
Налаживание
правильно собранного устройства заключается, в основном, в установке пороговых
напряжений срабатывания триггера. Для этого прибор отключается от сети,
отсоединяется лампа HL1, а вместо аккумулятора к
прибору подключается регулируемый источник постоянного напряжения. Изменяя
сопротивления R2 и R3, устанавливаются нужные напряжения срабатывания (моменты срабатывания
определяются по щелчкам реле К1).
Литература
1. К.Казьмин. Автоматическое зарядное
устройство. В помощь радиолюбителю. Вып. 87. — M.: ДОСААФ, 1978.
2. В.Сосницкий. Зарядное устройство-автомат. В
помощь радиолюбителю. Вып. 92. — M.: ДОСААФ,
1986.
3. А.Коробков. Прибор для автоматической
тренировки аккумуляторов. В помощь радиолюбителю. Вып. 96. — M.: ДОСААФ.1987.
4. А.Коробков. Приставка-автомат к зарядному
устройству. В помощь радиолюбителю. Вып. 100. — M.: ДОСААФ, 1988.
5. Н.Дробница. Автоматическое зарядное устройство.
В помощь радиолюбителю. Вып. 77. — M.: ДОСААФ,
1982.