Отправляясь на рыбалку, охоту, или просто в автопутешествие часто приходится отказывать себе в том, чтобы взять в дорогу какой-то очень нужный электроприбор только по тому, что он рассчитан на питание от электросети 220В (небольшой кипятильник для чая, электропаяльник, бритву с коллекторным двигателем, не очень мощный электрофен и т.д.). Решить эту проблему поможет несложный преобразователь напряжения, который питается от автомобильной бортсети 13В и выдает переменное напряжение частотой 500 Гц, близкое к 220В (200-260В). При этом мощность нагрузки преобразователя не должна быть больше 40 Вт. В авторском варианте через этот преобразователь питается обычный 25-ваттный паяльник (ЭЛСН 25/220), но он способен разогревать и 40-ваттный паяльник. Преобразователь построен по схеме двухтактного трансформаторного автогенератора и отличается от других аналогичных схем тем, что эмиттерные переходы транзисторов VT1 и VT2 включены последовательно, то есть для питания базовых цепей транзисторов используется одна и та же обмотка обратной связи 3 трансформатора Т1. Диоды VD2 и VD3 несут двоякую функцию, во-первых, они предотвращают выход из строя базовых цепей транзисторов, а во-вторых, обеспечивают попеременную работу транзисторов, пропуская управляющий ток, минуя эмиттерный переход закрытого в данный момент транзистора. Падения напряжения на открытом переходе диода оказывается достаточным для надежного закрывания транзистора. Резистор R1 служит для ограничения базового тока. Цепь R2 С1 создает запускающий импульс тока в момент включения питания генератора и служит для его надежного запуска. Частота генерации получается около 500 Гц под нагрузкой, и на холостом ходу около 700Гц. Первичные силовые обмотки 1 и 2 трансформатора включены в коллекторных цепях транзисторов. Применяемые в преобразователе транзисторы КТ837 рассеивают относительно небольшую мощность и обеспечивают КПД работы преобразователь около 75%. Однако из-за большого значения статического коэффициента передачи транзисторов генератор имеет склонность к возбуждению на повышенной частоте (более 10 кГц). С целью устранения этого эффекта в цель питания базовых целей транзисторов включен дроссель DL1 (типа ДПМ-0,4). Наличие диода VD1 не обязательно, его назначение предохранить преобразователь от выхода из строя при ошибочном неправильном подключении его контактов к автомобильному аккумулятору. Для трансформатора Т1 используется магнитопровод от трансформатора ТВК от кадровой развертки старых ламповых телевизоров. Все его обмотки перемотаны. Обмотки 1 и 2 одинаковые, они содержат по 30 витков ПЭВ 0,6-0,8. Обмотка 3 содержит 20 витков ПЭВ 0,16-0,2. Обмотка 4 содержит 1000 витков провода ПЭВ 0,16-0,2. Намотка обмоток 1 и 2 ведется одновременно в два провода виток к витку. После намотки концы обмоток определяются при помощи тестера, и конец одной обмотки соединяется с началом другой (их общая точка). Обмотка 3 наматывается так же виток к витку. Обмотка 4 — внавал равномерно по каркасу. Монтаж объемный, в массивном металлическом корпусе, который одновременно является и радиатором для транзисторов (при их установке нужно не забыть об изоляции их корпусов при помощи слюдяных прокладок, как это делается обычно).
Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов!
Подробно тут! Жалоба