В
электрооборудовании транспортных средств и в промышленном электрооборудовании
для контроля включения элементов нагрузки используются сигнальные устройства в
виде контрольной лампы накаливания или светодиодные индикаторы. Контрольные
элементы, выполненные в устройствах на светодиодных индикаторах, которые
отличаются малыми габаритами, низким потреблением тока, большим сроком
эксплуатации и низкой ценой его себестоимости, находят все большее применение в
настоящее время. Появление низковольтных светодиодов поистине дало толчок к
разработке различных контрольных устройств, выполненных на самых различных
схематических решениях.
Диодные датчики тока в устройстве контроля
включения нагрузки
В основном на
транспортных средствах контроль включения сигнальной лампы осуществляют путем
пропускания тока от источника питания через последовательную цепь герконового
реле и сигнальной лампы Ток, протекая по замкнутой цепи, своим действием
замыкает контакты реле, через которые плюс источника питания подается на
управляющий электрод транзистора а его переход коллектор-эмиттер, открываясь
проводящим участком, замыкает цепь питания контрольной лампы [1].
Рассмотрим
недостатки такого контроля.
Герконовое реле
осуществляет контактное включение и имеет малый зазор между контактами, поэтому
он ограничен по напряжению, а также ограничен по току и относительно высока
его себестоимость. Кроме реле в устройство контроля дополнительно входит
промежуточный элемент-транзистор, который уязвим к температурному режиму.
Предлагается
вариант альтернативного контроля включения нагрузки на диодном датчике тока,
суть которого заключается в том, что нагрузку подключают к источнику питания
через один или два диода или группу встречно включенных диодов, параллельно
которым подключают контрольный све- тодиод или светодиод оптопары. Ток,
протекающий через диод или диоды, создает падение напряжения на них, что
является источником питания для светодиода. В качестве датчиков тока удобно использовать диоды,
так как падение напряжения на переходе анод-катод диода стабильнее в отличие
от резисторов и индуктивных элементов цепи, это особенно заметно в момент
включения холодной лампы накаливания, а также диодные датчики тока развязывают
параллельные цепи нагрузок, что позволяет расширить возможность контроля. Диодный датчик тока выбирают на номинальный ток нагрузки, который должен быть
быстродействующим, опережать по проводимости светодиоды и соответствовать по
падению напряжения. При большем падении напряжения на диодном датчике тока
светодиод подключают через токоограничивающий резистор или диод, так как
различные диоды имеют различные падения напряжения на переходах, поэтому с
ними удобнее подбирать условия для работы, в том числе это относится и к
датчику тока на диоде.
На рассматриваемых
схемах (см рис. 1 и рис. 3) датчики тока приводятся с двумя последовательно
включенными быстродействующими диодами типа КД226А(Д), а контрольные
светодиоды - типа АЛ307; падение напряжения на двух этих диодах при токе нагрузки
0,5...0,8 А равно 1,5 ..1,6 В, что соответствует номинальному на пряжению
питания этих светодиодов. С этими диодами контрольные светодиоды включаются
равномерно, без вспышек, в отличие от низкочастотных диодов.
На схеме чертежа
рис. 1 через датчики тока 1 и 2 к цепи источника питания подключаются две параллельные
лампы накаливания, к примеру, стоповые сигнальные или освещение заднего хода.
Диоды VD5, VD6 служат
для защиты светодиодов HL1, HL2 от импульсного тока обратного напряжения, возникающего при частой
коммутацией реле К1.1.
По схеме рис. 1
авторы подключили такое устройство для контроля включения освещения заднего
хода на своем автомобиле Иногда на некоторых автомобилях, вследствие люфтов на
тягах переключения передачи, не всегда нажимается нормально разомкнутый конечный
выключатель включения освещения заднего хода или включается при езде вперед,
и это приводит к неуверенности водителя и лишнему беспокойству, к тому же это
устройство облегчит процесс наладки.
Устройство контроля
(см. рис. 2) отличается тем, что параллельно к датчику тока на встречно включенных диодах
подключен светодиод оптопары U1, а его
транзистор через промежуточный другой транзистор VT1 включает контрольную лампу КЛ1 или звуковой сигнал. Один или два
силовых диода на датчике тока создают падение напряжения для питания
светодиода оптопары а встречно включенный диод служит защитным элементом для светодиода. На данной схеме рассмотрен
контрольный элемент, подключенный параллельно датчику тока светодиод оптопары U1 типа РС817 (SHARP), максимально допустимое
напряжение на этом светодиоде оптопары 1,5 В, а минимально рабочий - около 1
В. Для такого светодиода реально можно построить диодный датчик тока на одном
диоде.
Подобно светодиодам
к диодным датчикам тока могут подключаться усилительные устройства Для
контроля включения нагрузки наверняка это будет не целесообразно, возможно,
подойдет для других целей, к примеру, временное устройство, которое начнет отсчет
времени для последующих действий после включения нагрузки Rh.
При востребовании
таких диодных датчиков тока для устройств контроля промышленность всегда может
на базе любого диода изготовить их в одном целом и удобном исполнении, со
схемой защиты све- тодиодов. Сами светодиоды, к примеру, могут быть подобраны
на напряжение питания до 1 В для работы с диодным датчиком тока, построенным
на одном диоде.
На рис. 3 приведена
схема устройства контроля включения электромагнита в источнике питания
переменного напряжения. Диодный датчик тока выполнен из встречно включенных
силовых диодов. В основном в промышленном оборудовании осуществляют контроль
включения напряжения питания на
эти исполнительные устройства путем
параллельного подключения к нагрузке контрольной лампы или светодиодного
индикатора, однако это не дает полной картины состояния электромагнитного
устройства. Некоторые станки с гидроприводами, гидравлические и
пневматические стенды имеют десятки электромагнитных устройств, которые
включаются в технологическом цикле. Наличие такого контроля значительно бы
облегчило работу оператору, а техническому персоналу помогло в поиске неисправности
и наладке оборудования.
На рис. 4 приведена
схема устройства альтернативного варианта контроля включения нагрузки Rh, отличающаяся
тем, что к контрольной точке вывода элемента нагрузки Rh и общей точке корпуса параллельно малому сопротивлению участка нагрузки Rh подключены через
ограничительный конденсатор С1 и токоограничиваю- щий резистор R1 контрольный светодиод HL1 и защитный стабилитрон VD1. Вся эта контролирующая цепь может подключаться
также без конденсатора С1 или без резистора
R1.
Малое сопротивление
участка нагрузки Rh должно составлять
пропорциональную величину падения напряжения участка контролирующей
цепи,которое в несколько десятков раз меньше напряжения 220 В, а ток, протекающий
через контрольную цепь, составляет менее 20 мА, что фактически не ощутимо для
большинства нагрузок.
Литература ^
1. Ю Л Тимофеев, Г.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин.
Электрооборудование автомобилей. Устранение и предупреждение неисправностей. -
М., Транспорт, 2000.
2. А.Г Алексеев. Устройство для контроля и
диагностики сигнальной лампы, патент на полезную модель №68995, 12. 2007 г.
3. А Алексеев Панель контроля и диагностики
сигнальных ламп на транспортных средствах. Часть 2. - Радиолюбитель, 2008, №2,
стр. 14-17.
Альберт Алексеев,
Виталий Алексеев
г. Пермь