Устройство позволяет диагностировать основные неисправности стоп-сигналов (с лампами накаливания) автомобиля и информировать водителя с помощью индикатора (светодиода) на панели приборов автомобиля.
При включении зажигания правая по схеме обкладка конденсатора С1 и резистор R3 подключается к плюсу бортовой сети автомобиля, ток через разряженный конденсатор С1 и включенный параллельно резистор R3 идет через резистор R2 на диод VD1 -резистор R1 и через светодиод LED1 на массу. Светодиод светится около 5 сек. и по мере заряда конденсатора при исправной цепи стоп-сигнала плавно гаснет, так как параллельно цепи R1- LED1 включена шунтирующая цепочка R4 -обмотка реле К1- лампы стоп-сигнала НL1,HL2- масса. (Обмотка реле К1 подключается в разрыв провода от выключателя SA к лампам HL1, HL2)
Если обрыв в цепи питания ламп или перегорели лампы НL1,HL2 светодиод светится постоянно, так как параллельно конденсатору С1 стоит резистор R3, через который идет ток достаточный для свечения светодиода LED1 цепь которого не шунтирована, только яркость свечения чуть слабее. Если при этом нажать на педаль тормоза, при исправном выключателе SA и предохранителе F напряжение бортовой сети автомобиля через резистор R4 подается на R1 и светодиод загорится ярче, исходя из этого можно более оперативно выявить неисправность в цепи стоп-сигнала ибо не нужно тратить время на проверку предохранителя и выключателя стоп-сигнала.
При нажатии на педаль тормоза при исправных HL1, HL2 и цепи подключения ламп, сработает герконовое реле К1 и его контакты К1.1 зашунтируют цепь резистор R1 - светодиод LED1 и он светиться не будет. Также через замкнутые на массу контакты К1.1 через диод VD1- резистор R2 конденсатор дополнительно заряжается и при отпускании контактов К1.1 исключены мигания или свечение светодиода LED1.
При правильной настройке реле К1 при перегорании хотя бы одной из ламп HL1,HL2 оно срабатывать не должно и при нажатии на педаль тормоза должен загораться светодиод LED1.
Резистор R2 ограничивает бросок тока заряда конденсатора через замкнутые на массу контакты геркона при включении зажигания, если в это время нажата педаль тормоза.
Геркон 3 х 20мм. с нормально разомкнутыми контактами. Обмотка К1 содержит 8 витков провода диам. 1мм., намотанного на оправке диаметром 4 мм .(сверло, гвоздь и т.д.). Зазор между герконом и обмоткой нужен для перемещения геркона вдоль обмотки для более точной настройки тока срабатывания реле К1
Это устройство стояло на автомобиле и в процессе эксплуатации в схему вносились изменения для улучшения работы.
Корпус взят от старого реле паузы стеклоочистителя РС514.
Немного доработав первую схему получилась вторая: простая, но очень полезная схема для многих автомобилей и не только...
Устройство позволяет диагностировать основные неисправности стоп-сигналов (с лампами накаливания) автомобиля, прицепа и информировать водителя с помощью индикатора (светодиода) на панели приборов автомобиля.
В схеме дополнительно введено реле K2 и выключатель S1, расположенный на панели приборов автомобиля.
При езде без прицепа выключатель S1 находится в замкнутом состоянии и схема работает аналогично первой: контакты реле К1.1 при исправных лампах HL1,HL2 шунтируют цепь R1-LED1 и светодиод не светится.
При езде с прицепом выключатель S1 находится в разомкнутом состоянии и цепь резистор R1- светодиод LED1 шунтируют только контакты К2.1 реле К2, которое настроено на срабатывание только при исправных лампах HL1, HL2 автомобиля и HL3, HL4 прицепа. При перегорании хотя бы одной из ламп автомобиля или прицепа при нажатии на педаль тормоза загорится светодиод LED1.
Монтаж выполнен на плате размером 65х36мм. из одностороннего фольгированного гетинакса. Размеры платы исходили под имеющийся подходящий корпус. Зазоры между печатными проводниками выполнены методом прорезания.
Герконы 3 х 20мм. с нормально разомкнутыми контактами. В связи с возможностью подключения дополнительной нагрузки обмотки реле К1 и К2 выполнены проводом диам. 1,3мм. Обмотка К1 содержит 5 витков , обмотка К2 содержит 2-3 витка намотанных на оправке диаметром 4мм.
В первой и второй схеме стоят одинаковые герконы. При использовании для намотки провод разного диаметра для реле К1 при настройке на одинаковый порог срабатывания понадобилось 8 витков провода диам.1мм и всего 5 витков диам. 1,3мм. - это нужно учитывать, если провод будет использоваться другого диаметра или геркон другого размера.
При настройке реле К2 также нужно учитывать возможные потери в соединениях проводов и плохой контакт в клеммах прицепа вследствие окисления: чтобы исключить ложное загорание светодиода LED1 при езде с прицепом, число витков реле К2 можно увеличить до трех.
Настраиваются реле на нужный ток срабатывания путем подключения к аккумулятору через цепь обмотки реле разное количество автомобильных ламп 12V 21W (от одной до четырех) при параллельном подключении.
Не следует забывать, при включении 4х ламп стоп-сигнала ток через дорожки платы к обмоткам реле и через обмотки около 8А.
Корпус для устройства взят от налобного китайского фонаря.
Индикатор на автомобиль использовал от от старой стиральной машины, только перепаял сгоревшую неонку с резистором на светодиод.
Светодиод используется с малым током потребления. Светодиод нормально светится даже при 0,5 мА
Ну и напоследок фото готовых устройств.