Предлагаемая схема автомобильного электронного блока зажигания предназначена для установки на автомобили ВАЗ, не оборудованных электронной системой зажигания, взамен штатной контактной системы зажигания. Данный блок зажигания рассчитан для работы с бесконтактным датчиком ДМИ-2. Однако допускается работа со штатным контактным датчиком, предварительно отключив искрогасящий конденсатор. Схема блока электронного зажигания приведена на рис.1.
Особенностью блока является применение в качестве силового ключа - полевого транзистора. И формирователя импульсов выполненного на элементах U1B и U1C микросхемы U1 типа К561ЛН2, представляющего собой триггер Шмидта.Это позволило достичь весьма высоких показателей блока зажигания.
Основные из них:
• малое сопротивление полевого транзистора в открытом состоянии (0.
27 ом) позволило использовать штатную катушку зажигания, предназначенную для контактной системы.
• крутые фронты запускающих импульсов при любых оборотах вращения вала прерывателя, что особенно важно при пуске двигателя.
• малая потребляемая мощность собственно блоком, само нагрев при работе отсутствует.
• надежность блока обеспечена высоким допустимым током полевого транзистора (20 А).
Схема обеспечивает отключение катушки зажигания от источника при включенном зажигании и остановленном двигателе. Блок электронного зажигания содержит:
• формирователь импульсов на элементах -
U1B, U1C,R2, D4,D5,R5.
• формирователь управляющего сигнала отключением катушки зажигания при включенном зажигании и не работающем двигателе- R7, D7, R8, C2, D9, R14, VT3, отключение происходит примерно через одну секунду.
• индикатор наличия импульсов зажигания-
R4,VT1,D6,R6, очень удобен при установке начального угла опережения зажигания.
• фильтры и параметрические стабилизаторы напряжений-
D11,R12,D10,C4,D8,R10,C3,R3,D3,C1.
• мощный ключ на транзисторе
VT4 типа IRFP460 и элементы R13,C5 образующие совместно с катушкой зажигания колебательную систему.
Конструктивно блок электронного зажигания выполнен на плате из стеклотекстолита размером 95х75 мм.
Печатная плата не разрабатывалась. Корпус и плата использовались от вышедшего из строя коммутатора 3620-3734 от ":Жигулей 2108-09". Со штатной платы удалялись все детали, а затем, разогретым паяльником, проводяшие дорожки. Плата зачищалась наждачной бумагой. Монтаж деталей выполнялся в имеющиеся отверстия, а соединения, тонким многожильным проводником во фторопластовой изоляции. Силовые цепи нужно выполнить проводником сечением не менее 1.5 кв. мм. Индикаторный светодиод вклеивается в верхнюю крышку каммутатора и соединяется со схемой гибкими проводниками. Полевой транзистор устанавливается на место штатного, биполярного, через слюдянную прокладку. Для его крепления сверлится новое отверстие. В электронном блоке зажигания использована микросхема К156ЛН2 и резисторы МЛТ. Некоторые элементы D11, R12, D10, R13, C5, VT1, VT2, C1, C3 использованы от штатного коммутатора. Конденсаторы С4 и С2 типа К53-4АВ на напряжение 20В.Диоды D1, D2, D4, D5 - КД521 или кремниевые маломощные. В случае сборки коммутатора из исправных деталей и правильного выполнения монтажа наладка не требуется. А проверку работоспособности можно произвести подключив коммутатор к блоку питания с регулировкой напряжения от 6 до 18 В и током не менее 5А. А в качестве нагрузки использовать автомобильную лампу накаливания на 12.6 В. Установив номинальное напряжение, замыкают входной контакт на корпус, должна загореться контрольная лампа и индикаторный светодиод D6. Примерно через одну секунду контрольная лампа должна погаснуть (срабатывает узел отключения), а светодиод продолжать гореть.
Окончательную проверку производят установив электронный коммутатор на автомобиль и подключив в соответствии со схемой подключения. Данный электронный коммутатор не имеет защиты от короткого замыкания. Поэтому рекомендуется в разрыв питающего провода от замка зажигания к коммутатору включить плавкий предохранитель на 16А. Блок электронного зажигания устойчиво управляет катушкой зажигания в интервале питающих напряжений от 6 В до 18 В .