Предлагаемая схема (рис. 1) предназначена для установки на автомобили с контактной системой зажигания.
Она имеет следующие преимущества:
- мощность искры увеличена:
- контакты прерывателя не обгорают,
- не нужен резистор в цепи катушки зажигания:
- при включенном зажигании, но незаведенном двигателе схема плавно, без искры, отключается.
Мощность искры в данной схеме зависит от температуры VT2, и на горячем двигателе уменьшается, а на холодном - увеличивается, тем самым облегчая запуск.
При замыкании и размыкании контактов прерывателя SKимпульс проходит через С1, кратковременно открывая VT1 и VT2. При закрывании VT2 возникает искра. С2 сглаживает пик импульса напряжения. R6 и R5 ограничивают максимальное напряжение на коллекторе VT2. При достижении нужного напряжения VT2 приоткрывается, ограничивая дальнейший рост напряжения.
Напряжение открывания VT2 зависит от величины Uбэ которая, в свою очередь, зависит от температуры. При разомкнутых контактах прерывателя VT1 и VT2 закрыты. При длительно замкнутых контактах ток через С 1 постепенно убывает, соответственно и VT1 и VT2 плавно закрываются, защищая катушку зажигания от перегрева.
Детали: С1 - типа КМ или К73. R6 обеспечивает стабилизацию выходного напряжения. Его номинал подбирается для конкретной катушки зажигания. На схеме величина R6 указана для катушки Б115. Ее основные параметры: Ri=1.6 Ом, I<8А, Ui<330 В. Коэффициент трансформации К=68. Для катушки Б116 (Ri=0,6 Ом, Ii<20 A, Ui<160 В, К=154) величина R6=11 к. Для этой катушки лучше использовать в качестве VT2 транзисторы КТ898А.
Для повышения надежности схемы лучше использовать составной транзистор VT2, как показано на рис.2.