Из-за большого затухания в полосе пропускания, несмотря на простоту и другие преимущества, их применение носит ограниченный характер. В основном их используют для усовершенствования уже имеющихся усилителей. Для изготовления новых конструкций желательно, чтобы сам фильтр имел единичный коэффициент усиления, поскольку его обычно включают после предварительного усилителя, где уровень сигнала составляет 50...250 мВ.
3тому требованию в полной мере удовлетворяют активные фильтры нижних частот (ФНЧ). Лучше всего их сделать на современных операционных усилителях. Малый собственный уровень шума, широкий диапазон питающих напряжений, малое
энергопотребление, высокий коэффициент усиления, низкая цена выгодно отличает ФНЧ на ОУ от аналогичных устройств на транзисторах.
Для облегчения расчета в настоя-1 щей статье приведены уже отработанные схемы ФНЧ (рис. 1-13) вмес-
те с их амплитудно-частотными характеристиками. Фильтры были смоделированы для «стандартной» частоты среза, равной 100 Гц. Все они — второго порядка. Для большего удобства оценки затухания вне полосы пропускания на всех графиках есть контрольная точка «а». Останется только выбрать приглянувшийся фильтр и включить его между выходом предварительного и входом оконечного усилителей. При исправных деталях и правильном монтаже все ФНЧ будут работать без налаживания.
Операционные усилители могут быть любые с внутренними цепями коррекции, например К140УД6, К140УД7. Очень хорошо и стабильно себя ведут К544УД1, а, кроме того, у них и
малый собственный шум. Если питание производится от однополяр-ного источника, например в автомобиле, среднюю точку можно получить от делителя из двух одинаковых резисторов 5... 10 кОм. Точка соединения этих резисторов и будет средней точкой, обозначенной на схемах как «земля». Резистор, подключенный к минусу питания, необходимо за-шунтировать оксидным конденсатором емкостью 100 мкФ.
В заключение хотелось бы отметить, что, если возникнет необходимость пересчитать номиналы деталей на другие частоты или использовать фильтры высших порядков, это легко сделать с помощью программы (рис. 14).
Александр Воробьев,
alex@hit.mldnet.comЛитература:
1. А. Воробьев. Сабвуфер автолюбителя. — Схемотехника, 2002, №3, с. 4, 5.