Автолюбители знают, что неприятная ситуация может возникнуть, если водитель перед поездкой не проверил уровень тосола в расширительном бачке или, еще хуже, во время движения нарушилось соединение дюритового шланга и произошел слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя. Это может привести к его перегреву и заклиниванию.
Несложный в изготовлении прибор позволяет в любое время контролировать уровень жидкости в системе охлаждения и предупреждает о грозящей неприятности.
Электронная часть прибора выполнена на одной микросхеме и одном транзисторе. Датчик сделан из трубки диаметром 6 мм с резьбовым штуцером на одном конце. На изолирующих втулках в ней укреплены контактные кольца-датчики В1 и В2 соответственно верхнего и нижнего уровней, контакт В3 укреплен на трубке и подключен к общему проводу. Датчик ввинчен в расширительный бачок около заливочной горловины.
Слой жидкости, смачивающий контакты и имеющий малое сопротивление, замыкает входы элементов DD1.1 и DD1.2 через R6 на корпус. На входах 3 и 4 этих элементов присутствует низкий уровень, и контрольные светодиоды HL1, HL2 не горят. При понижении уровня жидкости открываются входы 1 и 2, а при дальнейшем понижении — входы 5 и 6. На входах соответствующих элементов устанавливаются высокие уровни, и светодиоды HL1 и HL2 зажигаются.
На двух других элементах (DD1.3 и DD1.4) собран мультивибратор с тактовой частотой около 1 Гц. Импульсы подаются на анод HL2, и при появлении на выходе 4 DD1.2 низкого уровня, светодиод HL2 мигает, предупреждая об опасности. На VT1 собран простой стабилизатор питания с сигнализатором включения на HL3. Схема собрана на односторонней плате размером 35 x 50 мм (рис.2), светодиодные индикаторы укреплены на лицевой панели (рис.2б). С помощью резистора R6 в цепи В3 устанавливается порог срабатывания. Микросхема К176ЛА7 может быть заменена К176ЛЕ5 и аналогичными из серии K561, 564. Схему желательно поместить в металлический корпус и заземлить. Провода от датчика экранированы от возможных импульсных наводок.
Вторая электронная схема (рис.3) — аналог первой, но выполнена на транзисторах. В ней можно использовать транзисторы KT315A, Б, В или сборки К2НТ171...173.
Схема проверена в работе на судовом двигателе. Подобные электронные схемы могут широко применяться в других случаях — для регулирования уровня жидкости в какой-либо емкости, контроля за появлением воды в труднодоступных местах, изменения влажности почвы и т.п.
Ток потребления микросхемы в дежурном режиме — 0,01 мА, что позволяет применить для питания сухой элемент типа "Крона", исключив HL3.