Наверное, каждый водитель испытал на своем опыте, что такое гололед. Он особенно опасен весной и осенью. В такую погоду резко возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому понятна необходимость наличия специального прибора, сигнализирующего о температуре окружающего воздуха. Их изготовление и выпуск могли бы способствовать сохранению многих человеческих жизней.
Схема сигнализатора гололеда, приведенная на рисунке, работает так: при снижении температуры окружающего воздуха ниже +4 градусов С световой индикатор (светодиод), выведенный на приборную панель автомобиля, начинает светить прерывисто. Если температура продолжает снижаться ниже -6 градусов С, световой индикатор отключается.
Схема этого прибора состоит из порогового устройства па элементах DD1.1, DD1.2 и DD2.1, управляемого мультивибратора на элементах DD1.3 и DD1.4. буферного каскада па оставшихся элементах DD2.2...DD2.4 и усилителя мощности, выполненного на транзисторе VT1.
Принцип работы схемы заключается в следующем. Выносной датчик - терморезистор R1 — при понижении температуры воздуха до +4 градусов С имеет малое сопротивление, а следовательно на входах элемента DD2.1 (исключающее "ИЛИ") присутствует логическая "1", а на выходе логический "0", который запрещает работу мультивибратора и светодиод VD2 не светится. При дальнейшем понижении температуры воздуха ниже +4 градуса С сопротивление датчика (терморезистора R1) увеличивается и на входе 1 элемента DD2.1 появляется логический "0", а, следовательно, на выходе элемента DD2.1 — логическая "1", которая разрешает работу мультивибратора. В результате светодиод VD2 начинает светить прерывисто. При понижении температуры ниже -6 градусов С на входе 2 элемента DD2.1 появляется логический "0", что приводит к запрету работы мультивибратора, и индикатор светодиод VD2 — перестает светить прерывисто.
Входные цепи и микросхемы сигнализатора питаются от параметрического стабилизатора VD1, С2, R6. Конденсатор С1 служит для подавления помех на входе сигнализатора.
Настройку сигнализатора производят в следующем порядке: ползунки подстроечных резисторов R2 и R3 устанавливают в нижнее по схеме положение. Помещают выносной датчик — терморезистор R1 — в холодильную камеру с температурой +4 градуса С. С помощью резистора R2 добиваются начала прерывистого свечения светодиода D2, зачем понижают температуру в холодильной камере до -6 градусов С и резистором R3 добиваются окончания прерывистого свечения светодиода D2.
Плата сигнализатора устанавливается в пластмассовом корпусе, а световой индикатор (светодиод) монтируется в удобном для обозрения месте на приборной панели автомобиля. Выносной датчик терморезистор — соединяют с сигнализатором экранированным проводом. В месте крепления датчика оплетку экранированного провода соединяют с кузовом автомобиля. Датчик располагают так, чтобы он был защищен от механического повреждения и попадания влаги, а также от теплового воздействия двигателя автомобиля.
Электрические цепи сигнализатора гололеда подключают к кузову автомобиля (общ.) и замку зажигания (+12 В).
Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов!
Подробно тут! Жалоба