Практически все современные автомобили (включая и отечественные) оснащены механическим автоматическим выключателем световых сигналов поворотов, возвращающим рычаг переключателя в нейтральное положение после обратного поворота рулевого колеса. Но, установленные на отечественных машинах, автоматические выключатели срабатывают не всегда, даже на новых машинах, а на автомобилях, проехавших уже несколько десятков тысяч километров, они и вовсе перестают функционировать. Но привычка не выключать "поворотники" после выполнения поворота остается надолго. Поэтому, так часто бывает, что в транспортном потоке в прямом направлении движется автомобиль с включенным указателем поворота, что приводит к ошибочному восприятию действий водителя другими участниками движения, что может быть небезопасным. В различных ларьках и отделах в магазинах, где продаются автопринадлежности, встречаются разнообразные дублеры контрольной лампы "поворотов", — световые, светодиодные, акустические. Много подобных устройств описано и в радиолюбительских журналов, но всех объединяет одна деталь, — они работают (мигают, издают звуки) все время, пока включен сигнал поворота, что не всегда бывает уместно (можно ждать очереди у перекрестка несколько минут, и звучание сигнализатора будет только увеличивать нервное напряжение). Желательно, чтобы сигнализатор начинал звучать только тогда, когда "поворотники" включены ошибочно. Если понаблюдать за действиями водителя перед поворотом, можно увидеть, что приближаясь к перекрестку, водитель снижает скорость при помощи ножного тормоза, затем включает сигнал поворота, либо останавливается, удерживая машину на тормозе (в ожидании зеленого света светофора), либо, выполняет поворот сразу. В обеих случаях используется тормоз. Нажатие на тормоз, как известно, приводит к включению задних световых "стоп-сигналов". Если звуковая индикация работы "поворотников" будет включаться только через некоторое небольшое время после отпускания педали тормоза, то при исправной работе автоматического возврата переключателя индикации не будет слышно вообще. Принципиальная схема такого сигнализатора показана на рисунке.
Н1 - лампа поворотов на приборной панели, Н2 — две включенные параллельно лампы "стоп-сигнала". При нажатии на тормоз быстро заряжается С3, а при отпускании тормоза он разряжается медленно через R4. Подобрав номинал R4 можно установить контрольное время, по окончании которого, если поворотники не выключить будет раздаваться звуковой сигнал (пьезоэлектрического звукоизлучателя F1). На рисунке 1 показан вариант электрооборудования машины, при котором сигнальная лампа "поворотников" Н1, расположенная на панели приборов включается "замыканием на плюс*. Если в машине такая лампа включается "замыканием на минус" транзистор VT1 нужно заменить на P-N-P, как показано на рисунке 2.
Радиоконструктор №2 2001г стр. 30