Многим автолюбителям знакомы случаи, когда водитель автомобиля пропускает момент включения стоп-сигналов впереди идущей машины и тормозит с некоторым запаздыванием. Такие ситуации случаются довольно часто, и иногда это может привести к аварии. Предлагаемое устройство NM5403 служит для повышения безопасности движения и предназначено для предотвращения подобных ситуаций. Устройство управляет лампами стоп-сигналов следующим образом: в момент начала торможения, то есть при нажатии на педаль тормоза, стоп сигналы работают в импульсном режиме в течение некоторого времени, а затем переходят в обычный ре жим непрерывного свечения, как показано на рисунке. Таким образом, при срабатывании стоп-сигналы серией вспышек значительно эффективнее привлекают к себе внимание водителя сзади идущего автомобиля, снижается вероятность аварии. Как побочный результат, автомобиль, оборудованный такими стоп-сигналами, приобретает особый шик. Время, в течение которого стоп-сигналы работают импульсно перед переходом в непрерывный ре жим, является настраиваемым (от 0.5 до 3 с). Частота мигания также настраивается по вкусу, можно получить oт двух до 12-ти вспышек ламп. В конструкции предусмотрен переключатель, при необходимости переводящий лампы в обычный режим работы.
Технические характеристики устройства:
Напряжение питания 12...14 В
Ток потребления 20 мА
Максимальный коммутируемый ток 12 А
Размеры печатной платы 60x40 мм
Принципиальная схема устройства представлена на рисунке.
Питание на устройство поступает через защитный диод VD4. Далее происходит фильтрация питающего напряжения RC-фильтром на элементах R10, С6, С7. Устройство собрано на двух таймерах DА1 и DA2 (КР1006ВИ1 или 555). Таймер DA1 включен по схеме одновибратора, a DA2 — мультивибратора. При подаче напряжения питания запускается мультивибратор DA2 Частота его импульсов и, следовательно, частота вспышек ламп стоп-сигналов определяются элементами С4. R6 и R7. Подстроенным резистором R6 можно оперативно регулировать эту частоту. Одновременно с мультивибратором DA2 включается одновибратор DA1. Он вырабатывает одиночный импульс длительностью от 0,5 до 3 с. Длительность импульса зависит от элементов С2, R3 и R2. Ее можно изменять при помощи подстроечного резистора R2. Этот импульс является запускающим для мультивибратора DA2. После окончания импульса на выходе 3 таймера DA1 появляется напряжение низкого уровня, которое через диод VD2 и резистор R4 поступает на времязадающий конденсатор С4 мультивибратора DA2 и принудительно устанавливает на нем напряжение, близкое к нулю, тем самым, запрещая дальнейшую выдачу импульсов на вывод 3 таймера DA2. Импульсы с выхода 3 таймера DA2 через резисторы R8 и R9 поступают на транзистор VT1, нагрузкой которого является реле К1. Коммутация сигнальных ламп осуществляется нормально замкнутыми контактами реле. Элементы R1, С1 и VD1 необходимы для быстрого перезапуска таймера DA1. Таким образом, при подаче питания с выключателя сигнала торможения устройство выдает на лампы серию импульсов, частота следования которых задается положением движка R6, а продолжительность импульсной работы определяется положением движка R2. После окончания серии импульсов устройство переходит в обычный режим непрерывного горения ламп. Замыканием контактов 1-2 переключателя SW1 осуществляется выключение импульсного режима горения стоп сигналов, а контактов 2-3 — его включение. Конструктивно устройство выполнено на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с размерами 60х40 мм (рис. 3). Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого предусмотрены монтажные отверстия по краям платы под винты 2,5 мм. Для удобства подключения источника напряжения (от кнопки педали тормоза и корпуса автомобиля) и нагрузок (ламп стоп-сигналов) на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клеммные винтовые зажимы. Правильно собранное устройство (рис. 4) начинает работать сразу и в настройке не нуждается. Можно отрегулировать по желанию частоту вспышек и продолжительность импульсного периода работы. Устройство включается (рис. 5) в разрыв провода, идущего к лампам, и может располагаться, например, в багажнике автомобиля в непосредственной близости от стоп-сигналов. Необходимо также провести отдельный провод от входного разъема к корпусу автомобиля.
Схемотехника №4 2004г стр. 50