КНОПКА
«СПАСИБО / ИЗВИНИТЕ» ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Водители, как и
многие другие существа, для общения часто пользуются своеобразной сигнальной
мимикой. У тетерева, - это хвост, у камбалы - плавники, а у водителя - фары.
Чтобы предупредить коллегу о том что на дороге дежурит «злой гаишник» или попросить
пропустить, пользуются главным светом. У большинства машин чтобы мигнуть
фарами достаточно кратковременно потянуть на себя подрулевой рычажок. Это
удобно и практически никак не отвлекает от управления. Но, вот, благодарят или
извиняются водители включая на несколько секунд аварийную сигнализацию (это
когда мигают одновременно все «повороты»). В большом городе пользоваться
«аварийкой» («простите», «спасибо») приходится довольно часто, а вот место
положения данной полезной кнопки зачастую выбрано не удобно. Например, в машине
«ВАЗ-2110» эта кнопка расположена на консоли возле часов или компьютера, её не
всегда с первого взгляда удается найти. Аналогично и на многих иномарках. Нужно
отвлекаться от управления, искать её глазами, к тому же требуется два
действия, - раз нажать чтобы её включить и еще раз чтобы её выключить. Не
удивительно, - ведь она не предназначена для активного использования во время
движения.
По моему мнению, в
машине должна быть кнопка, которая при одном нажатии давала бы два-три мигания
«поворотов» и только, она должна быть расположена в легко доступном месте, не
требующим отвлечения от управления машиной. Естественно, что это только как
дополнение к основной системе аварийной сигнализации.
Кнопку
«спасибо/извините» можно разместить на козырьке приборной панели, на рычажке «поворотов» или в другом очень легко
доступном месте. А в «десятке» на мой взгляд самое удобное для неё место, - это
пустая заглушка слева над клавишей включения главного света. Заглушку можно
снять и просверлив ней небольшое отверстие поставить туда красную кнопочку
тумблерного типа или «домофонную».
Заниматься доработкой штатной системы
сигнализации я не стал, а сделал самостоятельное устройство, включающее при
помощи двух реле все сигналы поворота.
Работает просто. В удобном и доступном месте
установлена кнопка. Раз нажал, и поехал дальше. Схема сама мигнет сколько надо
и выключится.
Схема состоит из одновибратора и мультивибратора.
Оба - на одной микросхеме типа К561ЛА7. Мультивибратор сделан на её элементах D1.3 и D1.4. От
его частоты зависит быстрота мигания ламп. Импульсы с выхода этого
мультивибратора поступают на ключ на транзисторе VT1, а в его коллекторной цепи включено два реле К1 и К2. Контакты этого
реле подключены так, что при подаче тока на их обмотки они подают ток на лампы
левого и правого сигналов поворотов. Ток через обмотки прерывается, поэтому и
лампы мигают.
Число миганий зависит от того сколько времени
после нажатия кнопки работает мультивибратор, ну и, конечно, от частоты
мигания. Этим заведует одновибратор на элементах D1.1 и D1.2. Пока кнопка S1 не нажата на выходе элемента D1.1 присутствует логический ноль. Этот ноль держит
мультивибратор, и на его выходе есть тоже ноль, транзистор закрыт, реле
выключены.
При нажатии кнопки S1 на выводе 2 D1.1 появляется логический
ноль, который запус-кает одновибратор. На выходе D1.1 формируется одиночный положительный импульс,
длительность которого зависит от параметров цепи C2-R2-R3. В течение его действия
мультивибратор D1.3-D1.4 работает
и генерирует импульсы, поступающие на ключ VT1, а реле мигает сигналами поворота.
На схеме показана часть схемы автомобиля в
части управления сигналами поворота. Показано штатное реле, лампы и подрулевой
переключатель. По питанию дополнительная схема подключается практически к
контактам 49 и 31 этого реле. А контакты реле К1 и К2 подключаются к контактам
подрулевого переключателя. В общем, учитывая расположение всего перечисленного
в левой части салона автомобиля, то можно дополнительную схему расположить
прямо на монтажном блоке, который открывается крышкой слева от руля, снизу
(имеется в виде машина ВАЗ-2110 до 2006 года выпуска). Либо внутри приборной
панели за той же крышкой (там очень много места и есть куда прикрутить лишний
кронштейн). Саму кнопку нужно вывести в более доступное место, как уже сказал,
мне кажется более удобным на заглушку выше клавиши главного света.
Реле К1 и К2 типа BS-115-1C с обмотками на 5V. Так
как номинальное напряжение питания 12-13V, то обмотки реле включены последовательно (10V), а
оставшиеся 2-3V компенсированы резистором R8. Можно использовать реле с обмотками на 6V, тогда
резистор R8 не нужен
Или взять реле с
обмотками на 12V, - в таком случае включить их параллельно.
Микросхему К561ЛА7
можно заменить зарубежным аналогом. Использовать К176ЛА7 не желательно из-за меньшей
надежности.
Кнопка должна быть
замыкающей, без фиксации замкнутого состояния.
Монтаж выполнен на
печатной макетной плате размерами 60x70 мм. На этой плате расположены все
детали кроме кнопки. Крепление в машине - кронштейном за край платы.
Налаживание
заключается в установки продолжительности сигнала и частоты мигания. Делать это
нужно уже на машине, чтобы видеть как это будет выглядеть, поэтому, резисторы R3 и R5 подстроечные.
Сначала, удерживая нажатой кнопку, резистором R5 установите желаемую частоту мигания ламп, желательно почти такую же как
при включенной «аварийке». Затем, отпустите кнопку и подождав не менее 10
секунд нажмите её и отпустите. Делая так несколько раз подстройте резистор R3 так, чтобы после каждого нажатия-отпускания кнопки
было три мигания. Если хотите больше или меньше, - сделайте больше или меньше.
Аналогичное
устройство можно установить в практически любой другой автомобиль.
Щеглин А. А.