Некоторые современные зарубежные автомобили имеют оистему сигнализации отклонения от допустимых параметров парковки. Это нe топько
очень престижно, но и повышает безопасность эксплуатации автомобиля. Особенно для не очень опытных водителей.
Ультразвуковой дальномер для автомобиля.
Настоящий дайджест является , коротким описанием схемы
[1]. Комплект
ультразвукового дальномера состоит из передатчика с
излучателем ультразвуковых
колебаний, приёмника отраженных от препятствий сигналов и индикатора. Контроль расстояния до
препятствий определяется по принципу измерения времени между принятым приемником и
излучаемым передатчиком сигналами. На этом же принципе работают все пассивные радиолокаторы.
Принципиальная схема устройства приведена на рис. 1.
На микросхеме
триггере Шмитта IСЗ-D выполнен reнератор импульсов. Его частота подбирается при
регулировке подстроечным сопротивлением
Р2 в зависимости от величины емкости конденсатора С12 и параметров использованного в конструкиии излучателя
ультразвуковых колебаний. Рабочая частота излучателя в конструкции [1] находилась вблизи 40 кГц.
Инвертор ID3-E использован для повы шения стабильности работы задающего генератора, a IC3-F - для получения противофазного cuгнала. Это необходимо для
увеличения амплитуды переменного (импульсного) напряжения, подаваемого на излучатель при достаточно низком напряжении питания микросхем (9 В).
Ультразвуковой
излучатель подключается к контактам колодки К2.
Сигнал
ультразвукового приемника подается на контакты колодки К1. На транзисторах
Т1.. .Т4 выполнен импульсный усилители сигналов. При наличии сигналов на его
входе появляется переменный сигнал и на его выходе - на
резисторе R11. Это приведет к блокировке счетчика микросхе мы IC1 типа CD4017.
На микросхеме IC3-С выполнен генератор тактовых импульсов (временных интервалов). Его
сигналы подаются на вход CLK (вывод 14). Сигналы с выхода D00 (вывод
3) управляют работой генератора на микросхеме IC3-D. Нулевой потенциал выхода D00 через диод D4 запрещает работу
генератора, а единичный - разрешает.
Импульсы на входе CLK IC1 приводят к поочередному
переключению светодиодов LD1.. .LD9. Так
происходит до момента поступления на вход схемы сигналов приемника. С их поступлением
дальнейшая работа счётчика дешифратора1С1
прекращается. Он затормаживается. Соответ ственно, "затормаживается" и переключение светодиодов. Работа
схемы возобновится через некоторое время после
изменения состояния заряда конденсатора С7.
Схема питается от
бортовой сети автомобиля
через интегральный стабилизатор напряжения IC2 типа 7809
При настройке
собранной схемы подстроечным сопротивлением Р2 подбирается частота возбуждения
ультразвукового излучателя вблизи 40
кГц, а сопротивлением Р1 задается размах рабочего диапазона
допустимых расстояний от локатора автомобиля до препятствий. С увеличением частоты
уменьшается относительная дальность, индицируемая отдельными светодиодами LD1.. .LD9.
В источнике [1] отмечается, что для автомобилей максимальное удаление до
препятствий целесообразно выставить не более одного метра.
Литература:
1. Раrkovaci ultrazvukovy dalkomer// Amaterskё RADIO. 2010. №1 1. S.21 -22.
Е.Л.
Яковлев
Г.
Ужгород, Украина