Каталог статей

Главная » Все схемы » Усилители НЧ и все к ним » Усилители мощности низкой частоты (ламповые)

Выбранная схема!!!


2457
Схемотехника УМЗЧ высокой верности ( феномен ... )
Ранее на нашем сайте по ряду причин была опубликована только схема .
Сейчас , в свете серии статей на эту тематику , публикуется вся статья .


Феномен "транзисторного" звучания

А. ПИКЕРСГИЛЬ, И. БЕСПАЛОВ

Искушенные слушатели, музыканты, звукорежиссеры уже давно отмечают разиииу в звучании транзисторных и ламповых усилителей НЧ. хотя по всем нормируемым параметрам первые обычно не хуже, а часто даже значительно лучше вторых. В зависимости от качестаа< усилителей и, естественно, остальных элементов звуковоспроизводящего тракта «транзисторное» звучание проявляется в виде искажения естественных тембров музыкальных инструментов, характерной «жесткости» и недостаточной «прозрачности» звука, специфического воспроизведения высокочастотных составляющих спектра усиливаемого сигнала, создающего ощущение, что они проходят через тракт с трудом.



Исследования, проведенные с целью выявления причин «транзисторного» звучания, показали, что этот эффект у различных усилителей даже одного класса проявляется далеко неодинаково. Например, наиболее распространенные фабричные усилители НЧ высшего класса по степени проявления «транзисторного» звучания эксперты располагали обычно в следующем порядке: «Одиссей-001 -стерео», «Радиотех-ника-020-стсрео», «Бриг-001-стерео».

Сравнение параметров этих устройств привело к заключению, что эффект «транзисторного» звучания, по-видимому, связан с уровнем нелинейных искажений, поскольку все остальные технические характеристики названных усилителей НЧ примерно одинаковы. Это предположение подтверждают и результаты нсследоввннй зарубежных специалистов (1. 2, 3), указывающих на существенное влияние нелинейности амплитудной характеристики, оцениваемой коэффициентом гармоник, на качество звучании. При этом отмечается особо неблагоприятное влияние ие столько гармонических, сколько комбинационных составляющих, которые возникают именно из-за нелинейности амплитудной  характеристики

При одновременном усилении сигналов различных частот [4].
Авторами статьи были исследованы спектры выходных сигналов, близких по параметрам, лампового профессионального усилителя ЕА 057 (производства ВНР) и указанных выше транзисторных усилителей высшего класса. Для измерений использовался спектрометр 2112 датской фирмы «Брюль и Кьер». Комбинационные составлявшие -исследовались в соответствии с рекомендациями по измерению так называемых TlM-искажений (Transient Inter modulation Distortion) при подаче на вход усилителя сигналов одинаковой амплитуды частотой 3.18. н 15 kFu, обеспечивающих выходную- мощность, на 3 дБ меньшую номинальной.

Результаты испытаний подтвердили известное положение, что гармонических составляющих в спектре сигнала транзисторных усилителей значительно больше (вплоть до 11-Й гармоники), чем у ламповых (не более'5 гармоник), а это само по себе уже способно повлиять на субъективное восприятие звучания [5]. Более широким и, что не менее важно, более плотным оказался у транзисторных усилителей спектр комбинационных составляющих. Объясняется это появлением в спектре продуктов взаимодействия небольших по амплитуде высших гармоник с «мощными» составляющими сигнала и низшими гармониками. Эти отличия в спектрах гармонических и комбинационных составляющих и являются, на наш взгляд, причиной «транзисторного» звучания.

Из сказанного следует очевидный вывод о том. что нормы на.коэффициент гармоник, установленные для ламповых усилителей, нельзя применять к транзисторным усилителям — у последних он должен быть значительно меньше. Учитывая трудность направленного воздействия на ширину спектра гармонических составляющих, единственным методом борьбы с «транзисторным» звучанием в настоящее время следует, по-видимому, считать снижение коэффициента гармоник до такого значения, при котором влияние спектрального состава искаженного сигнала субъективно не воспринимается. При этом, естественно, .необходима и методика оценки нелинейных искажений, позволяющая однозначно определить предел, ниже которого «транзисторное» звучание не проявляется.

Упомянутый выше метод оценки качества усилителей с помощью TlM-иска-жений. не отличающийся по сути от хорошо известного многотонального (спектрального) метода, вряд ли можно считать приемлемым в широкой практике, так как он требует нового комплекса измерительной аппаратуры и, главное, способа однозначного сопоставления результатов с полученными при испытаниях обычным однотональным методом. К тому же, как показано в [6], однотональный метод вполне применим для оценки нелинейности любой системы при отсутствии спада АЧХ за пределами рабочего диапазона частот, что в высококачественных усилителях легко осуществимо. Иными словами, причин, по которым нельзя было бы пользоваться однотональным методом, на наш взгляд, нет, и результаты измерений, приводимые ниже, получены именно этим методом.

Из-за свойственной транзисторам нелинейности построить на них высококачественный усилитель без принятии специальных мер по снижению нелинейных искаже ний принципиально невозможно. Наибольший эффект дает, как известно, глубокая ООС. поэтому рекомендации по ограничению ее глубины при отсутствии других действенных мер. направленных на уменьшение искажений, нам представляются неприемлемыми. Во избежание неприятностей, с которыми сталкиваются разработчики при использовании глубоких общих ООС [6, 7],  целесообразно  уменьшать число усилительных каскадов, применять компенсационные устройства для подавления четных гармоник в отдельных каскадах, вводить местные ООС.





Близкие к рассмотренным принципы были положены в основу усилителя мощности, разработанного и собранного В. Маршаллом Личем [8].

Этот усилитель субъективно сравнивался по качеству работы с усилителями мощности трех ламповых и одного транзисторного усилителей, параметры которых приведены в таблице.

При испытаниях усилители включались по структурной схеме, показанной на рис. 1. Здесь UI — студийный магнитофон. Z1 — многополосный регулятор тембра (эквалайзер). A1 и А2 — сравниваемые по качеству звучания усилители. Чтобы не нарушить чистоту эксперимента наличием элементов частотного разделения, которые, как известно, вносят фазовые искажения, способные повлиять на качество звучания стереофонических фонограмм, были использованы однополое и ые громкоговорители на основе динамических головок «Аксиом-301» фирмы «Гудменс», отличающиеся весьма малыми нелинейными искажениями в диапазоне частот 30... 16 000 Гц.

Источниками программ служили фонограммы, записанные на студийном оборудовании на лейте А4615-6Р при скорости 38,1 см/c, и высококачественные грампластинки, воспроизводимые головкой звукоснимателя MS-30 фирмы «Ортофон», установленной в проигрывателе. XL-1550 фирмы «Пионер». Для исключения перегрузки уровень сигнала иа входах усилителей подбирался таким, чтобы при пиках сигнала выходная мощность всегда была на 3 дБ меньше номинальной.

Входе прослушивания установлено явное превосходство усилителя ГА I над усилителями №2 и 3 в чистоте и прозрачности передачи составляющих высших частот. Кроме того, для получения примерно одинаково сбалансированного (потембру) звучания при работе усилителя № I частотная характеристика эквалайзера устанавливалась горизонтальной, а при работе усилителя № 2 требовался подъем на + 10 дБ в интервале частот от 1 до 16 кГц. Усилитель
№3  уступал   по  качеству   звучания   всем остальным.                       

Что касается ламповых усилителей №4 и 6, то эксперты не пришли к единому мнению: не был установлен лучший из них и, что самое главное. Не было отмечено их превосходство над транзисторным усилителем № I. В связи с этим было проведено дополнительное испытание усилителя Л» I на отсутствие «транзисторного» звучания, для чего он включался в тракт двухполосного лампового звуковоспроизводящего комплекса с глубокой ЭМОС в обоих каналах и полосой пропускания по звуковому давлению 16...26 000 Гц. Структурная схема включения показана на рис. 2. Нагрузка испытуемого усилителя А2 была составлена из резисторов RI и R2, сопротивления которых подобраны из условия получения коэффициента передачи, равного 1.

В результате проверки было установлено, что включение усилителя № 1 в высоко-
качественный звуковоспроизводящий тракт не приводит к каким-либо «транзисторным» искажениям разнообразных музыкальных программ. С другой стороны, измерения показали, что почти все технические характеристики этого усилителя такие же, как н усилителя № 2, однако его коэффициент гармоник не превышает 0.04% в полосе частот 20...20 000 Гц. Это значение коэффициента в указанной полосе частот является, видимо, тем порогом, за которым исчеэвет «транзисторное» звучание. Кстати, столь низкий коэффициент гармоник однозначно характеризует высокое качество усилителя НЧ независимо от того, ламповый он или транзисторный.

На основании изложенных выше основных принципов конструирования высококачественной низкочастотной аппаратуры Ю. Н. Митрофановым был разработан усилитель   мощности,   схема   которого   показана на рис. 3.



Основные технические характеристики усилителя следующие:

Номинальный диапазон частот. Гц...........20 ..30 000
Номинальная выходная мощность. Вт. на нагрузке 4 Ом при коэффициенте гармоник не более 0,02% в номинальном диапазоне частот ....60
Максимальная выходная мощность.  Вт........80
Чувствительность, В.....0.7
Относительный   уровень   шумов, дБ............-90

Предварительный усилитель описываемого устройства состоит из эмиттерного повторителя на транзисторе VI и симметричного двухтактного каскада на транзисторах разной структуры V2 и V3 с местными ООС по постоянному току (резисторы Rll, RI2 в эмнттерных цепях). Напряжение обшей ООС подается из коллекторной цепи  транзисторов   V2, V3 в цепь  базы транзистора VI через делитель, составленный из резисторов RI—R3. Коэффициент усиления предварительного усилителя без этой ООС равен 100, коэффициент гармоник при максимальном сигнале в номинальном диапазоне частот — 0.16%; введение ООС уменьшает их соответственно до 5,5 и 0,01%. Симметрирование усилителя осуществляется подстроечным резистором R8.                                    

Предоконечный каскад (V4—V6) аналогичен по структуре предварительному усилителю. Его коэффициент усиления без ООС также равен 100, коэффициент гармоник — 0,1...0,15%, что достигнуто применением комплементарной пары транзисторов КТ814В. KT8I5B (без какого-либо подбора). Эмиттерный повторитель {V4) а этом каскаде служит для повышения эффективности параллельной ООС, введенной^ помощью делителя из резисторов   R14,   R15.   R20.   Граничная   частота.....


Категория: Усилители мощности низкой частоты (ламповые) | Добавил: Vovka (07.11.2011)
Просмотров: 7472 | Теги: УМЗЧ, Схемотехника, феномен, верности, ..., высокой | Рейтинг: 1.5/2


Всего комментариев: 0

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024