Власов Ц.В. радиоконструктор 11-2005
Сигнализация предназначена для
автомобиля, она обладает такими характеристиками :
1. Дистанционное
управление включением и выключением с расстояния 1,5-2 метра.
2.
Продолжительность звукового сигнала при включении и выключении 0,5
секунды.
3. Продолжительность звукового сигнала при срабатывании датчика
вибрации 30-40 секунд.
4. После срабатывания контактного датчика звучит
до выключения.
Если у вас приемник с конвертером УКВ - это не для
вас.
Изготовление начинается с похода в магазин, где продают радиоуправляемые
игрушечные машинки. За 100 рублей мне предложили две: с 2-мя и с 4-мя командами.
Еще купил кварцевый китайский будильник : красивый домик для фотографии, капсюль
для ремонта звонков у НЧ радиотелефонов «Panasonic», 1,5-вольтовая пищалка и
корпус для брелка.
Радиоуправление с двумя командами, - в эфир посылается
сигнал определенной частоты в диапазоне 27 МГц.
В приемнике и передатчике
радиоуправляемой игрушки параллельно катушке стоит конденсатор 27 пФ. Меняем на
10 пФ. Передатчик переставляем в корпус механизма от будильника, с отрезанным
отсеком под батарейку. Вместо антенны, - гибкий провод. Ставим 12-вольтовую
миниатюрную батарейку (для пультов сигнализаций).
С платы приемника удаляем
все транзисторы и связанные с ними резисторы. В качестве исполнительного
устройства собираем схему, показанную на рисунке 1.
Выводы 3 и 11 D1 подключаем к микросхеме
приемника.
Чтобы на выводе 1 D2 кратковременно появилась логическая единица,
нужно передать команду, которая поступает от микросхемы приемника на R1, и
затем, быстро вторую команду, - на R2. Конденсатор С1 разряжается, снимая
блокировку с триггера D1.1, а по входу «С» (вывод 3 D1.1) в триггер
записывается
уровень с его инверсного выхода. Через 1,5 секунды конденсатор
С1 заряжается через R4, на выводе 4 D1.1 устанавливается единица, а триггер
устанавливается в нуль.
При включении питания триггер D2.1 за счет заряда С4
устанавливается в единичное состояние.
На D2.2 собран одновибратор, при
опознавании команды он выдает короткий «ноль». Если используем четырехкомандную
машинку, то приемник упрощается, так как в эфире цифровой сигнал. Выкидываем VT1
и VT2, D1, R1-R4, С1, С2. Микросхему D2 запитываем от источника 5,6 . Команды с
микросхемы приемника подаем на выводы 3 и 4 D2.1.
Из машинки убираем
двигатель с редуктором.
Датчик выбрации (рис. 2)
собран в отдельном корпусе, он сделан на
основе стрелочного индикатора, с утяжеленной стрелкой. Если позволяют габариты
корпуса неплохо добавить в него два инвертора и светодиод, чтобы облегчить
настройку чувствительности. Рассмотрим работу логического узла (рис. 3).
В выключенном состоянии на точке
«Выкл.» - единица, а на точке «Вкл.» - ноль. На выводе 1 D1.1 фиксируется
единица, так как единица подана на вход S. На 13-м выводе D1.2 тоже единица, так
как на входе D единица. На выходе D2.3 - ноль. Для подстраховки транзистор VT1
закрыт открытым диодом VD8. Мультивибратор на элементах D2.5 и D2.6 заблокирован
диодом VD9.
При включении через диод VD2 подается короткий нулевой импульс и
на 0,5 секунды включается сирена через реле Р1. Триггеры D1 не переключаются, а
лампа HL1 начинает мигать. Если сработает контактный датчик
дверей, капота
или багажника, то триггер D1.1 переключится и на его выводе 1 появится ноль,
который можно будет убрать только командой выключения с брелка. Если сработает
датчик вибрации, то одновибратор на D1.2 запустится и начнет отрабатывать
выдержку в 30-40 секунд (цепь C1-R9). Через 2-4 секунды на выводе 8 D2.4
появится ноль, через диод VD6 он заблокирует вход С D1.2. По окончании звучания
сирены блокировка с него снимается тоже с задержкой, для исключения
акустического зацикливания.
Потребление тока без лампочки, реле и сирены
30-35 mА.
Монтаж выполнен навесным, микросхемы приклеены термоклеем. После
проверки и настройки временных интервалов схема покрыта монтажной пеной.
Оба
варианта сигнализации без проблем работают уже около четырех месяцев.