Принципиальная схема устройства, реализующего описанный принцип, изображена на рис. 1. Основной время-задающий конденсатор ,С2заряжается и разряжается по необходимому закону через транзисторы V4 и VW. образующие вместе с этим конденсатором мультивибратор с эмиттерным вре-мязадающим конденсатором. Для того чтобы мультивибратор после формирования импульса возвращался в исходное состояние (транзистор V4 закрыт, V10 открыт, конденсатор С2 заряжен) «двуступенчато>. эмиттер транзистора V10 через второй времязадающий конденсатор СЗ соединен с эмиттером транзистора V5. Отрицательный скачок напряжения на эмиттере транзистора VJ0. возникающий после генерирования импульса, закрывает не только транзистор V4, но и V5. Поэтому сначала конденсатор С2 заряжается только через резистор R6, но как только конденсатор СЗ зарядится через резисторы R7. R8 транзистор V5 откроется и конденсатор С2 начнет заряжаться уже суммарным током через транзистор V5 и резистор R6. В рабочем интервале частот вращения коленчатого вала двигателя импульс, запускающий мультивибратор, поступает от контактов прерывателя S1 до того, как мультивибратор вернется в исходное состояние, поэтому длительность генерируемого импульса оказывается зависящей от частоты запускающих импульсов. В момент спада импульса мультивибратора формируется импульс, запускающий тринистор электронной системы зажигания. Запускающие импульсы вырабатывает устройство, состоящее из усилителя тока на транзисторе VI3 и импульсного трансформатора 77 (вывод 6 трансформатора, помеченный на схеме, подключают к управляющему электроду тринистора). Устройство обеспечивает уменьшение амплитуды выходного импульса, т. е. выключение зажигания при достижении максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. Предельную частоту устанавливают из-мененнем постоянной времени цепиC7RI6. Конденсатор СЗ при запуске мультивибратора быстро разряжается через транзистор V8. Благодаря этому длительность интервала , при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя остается неизменной. Диод V7 уменьшает температурнук) нестабильность тока через транзисторы V5, VII. Для обеспечения ждущего режима работы мультивибратора служит цепь R5V3 С целью зашиты системы от влияния «дребезга» контактов прерывателя , постоянная времени цепи разрядки конденсатора С/ выбрана значительно большей постоянной времени цепи зарядки (благодаря включению диода V/). Фильтр V14C6 предотвращает ложные срабатывания регулятора от помех по цепям питания.
Большинство деталей регулятора размещено на печатной плате (рис.). Трансформатор Т1 — МИТ-4; его можно заменить самодельным, намотанным на кольце с внешним диаметром 15 20 мм из феррита с магнитной проницаемостью 600...3000, обмотки одинаковые, по 50—100 витков провода ПЭВ-1 диаметром 0.1...0,3 мм. Емкость времязадающнх конденсаторов С'2 и СЗ, указанная па схеме, соответствует рабочему интервалу частоты вращения коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя — 300...6000 мин-'. Транзисторы КТ203Б могут быть заменены любыми другими кремниевыми транзисторами с Л21Э более 50, допустимым напряжением (7ет.тях> 10 В и допустимым обратным напряжением на эмиттерном переходе l/»e.mi)x>10 В. Желательно, чтобы транзисторы V4 и V5были с возможно большим значением Ааи». Если движок переменного резистора R7 связать с осью дроссельной заслонки карбюратора двигателя, то будет обеспечена коррекция УОЗ в зависимости от нагрузки на двигатель.
Налаживание начинают с подбора резистора R12 так, чтобы обеспечить необходимое напряжение на резисторе RI5. Затем подбирают резистор R5 так, чтобы напряжение на эмиттерном переходе транзистора V4 было равно 0.4 В. при этом мультивибратор должен находиться в ждущем режиме (V4 закрыт). Для запуска устройства при налаживании вместо контактов прерывателя SJвременно включают транзистор ГТ404 (с любым буквенным индексом) коллектором к конденсатору С/, а эмиттером — к общему минусовому проводу. На эмиттерный переход этого транзистора через базовый резистор сопротивлением 1 кОм мощностью 0.5 Вт подают от импульсного генератора прямоугольные импульсы амплитудой около 10 В, длительно-стью примерно 3 мс. Это устройство будет заменять контакты прерывателя на время проверки и корректировки формы зависимости <pOJ(/)-В коллекторную цепь транзистора V4 (точка А на схеме) включают миллиамперметр на 3...5 мА (удобнее всего использовать авометр). Показания /ср этого миллиамперметра пропорциональны текущему значению угла После установки устройства на автомобиль и подключения к системе электрооборудования нужно, во-первых, отключить центробежный регулятор прерывателя-распределителя и. во-вторых, установить последний так, чтобы контакты размыкались за 43 до ВМТ (фтах на рис. 5). Для того чтобы сохранить возможность работы двигателя с имеющейся системой регулирования УОЗ. демонтировать центробежный регулятор, очевидно, не следует. Достаточно тем пли иным образом фиксировать поворотные грузики (например, надежно связать нх толстой стальной проволокой).
Затем нужно повернуть корпус прерывателя вокруг оси на угол около 15° в сторону, противоположную направлению вращения его вала, и зафиксировать прерыватель. Запустить двигатель и стробоскопическим прибором проверить совпадение установочных меток. Если необходимо, скорректировать положение прерывателя.
Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов!
Подробно тут! Жалоба