Предлагаемый
регулятор напряжения предназначен для установки его в автомобилях марки
“Запорожец”, взамен пружинного РР-310В. Регулятор может быть установлен также на
автомобилях других моделей.
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ
АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”
В автомобилях основными источниками энергии являются
аккумуляторная батарея и генератор. Генератор работает при включенном двигателе,
он подзаряжает аккумуляторную батарею и определяет в целом напряжение в бортовой
сети автомобиля. При различных оборотах двигателя напряжение в бортовой сети
автомобиля будет изменяться, так как генератор с повышением оборотов будет
развивать большую мощность и напряжение на нем будет увеличиваться. Для того
чтобы напряжение в бортовой сети автомобиля не стало больше допустимого,
предусмотрен регулятор напряжения (РН). РН ограничивает подачу тока в обмотку
статора генератора, когда напряжение в бортовой сети превысит
заданное.
В автомобилях типа ЗАЗ установлен пружинный
двухпозиционный РН типа РР310-В. При замкнутых контактах реле этого регулятора
генератор работает в полную мощность, при разомкнутых ток в обмотку статора
генератора идет через ограничительный резистор, что ведет к уменьшению
напряжения, вырабатываемого генератором. Порог срабатывания в РР310-В
регулируется изменением натяжения специальной пружины. В процессе эксплуатации
натяжение пружины может изменяться и срабатывание РН при напряжении в бортовой
сети менее 11 В будет приводить к разрядке аккумуляторной батареи. Срабатывание
РН при напряжении выше допустимого будет приводить к повышенному износу ламп и
другого электрооборудования. Кроме неудобств настройки к недостаткам регулятора
РР310-В следует отнести значительное потребление энергии обмоткой реле.
Вниманию владельцев “Запорожцев” предлагается
электронный регулятор напряжения (рис. 1), лишенный указанных недостатков.
Разместить его можно в корпусе от РР310-В. Он достаточно прост и экономичен.
Проверен и эксплуатировался на автомобиле ЗАЗ-968 М.
Принцип действия регулятора. При
напряжении, определяемом резистором R2, в бортовой сети, меньше заданного,
стабилитрон VD1 заперт, следовательно, также заперт и транзистор VT1. При этом
на базе транзистора VT2 напряжение относительно эмиттера отрицательно и VT2
будет открыт, так же как и транзистор VT3. Ток в обмотку статора в этом случае
течет напрямую через VT3. В результате этого напряжение в бортовой сети
автомобиля возрастает. При больших оборотах двигателя напряжение в бортовой сети
автомобиля может превысить заданное.Тогда открывается транзистор VT1, что
приводит к закрытию транзистора VT3. При этом ток в обмотку статора течет через
резистор R3, его сопротивление снижается и уменьшает напряжение в бортовой сети
автомобиля. Светодиод указывает на работоспособность регулятора и помогает
устанавливать нужное напряжение. Он горит при открытом транзисторе VT3 и не
горит при закрытом. Резистор R2 градуируют по напряжению срабатывания от 11 до
15,5 В. Для этого между корпусом и выводом “и” включают резистор 100 Ом
мощностью 2 Вт.
Обозначение выводов РН (см. рис. 1) соответствует
обозначению выводов промышленного регулятора РР310-В на принципиальной схеме
электрооборудования для автомобилей типа ЗАЗ. Так “+U” — напряжение питания,
подаваемое после включения зажигания, “Ш” — вывод, идущий на обмотку статора
генератора, “М” — к массе автомобиля.
Монтажная схема регулятора показана на рис. 2.
Транзистор VT3 снабжен радиатором, который состоит из трех дюралевых пластин
толщиной 2, шириной 50 и высотой 35 мм. Пластины соединяются между собой винтами
МЗ в двух местах, между пластинами располагаются дюралевые шайбы толщиной 2...3
мм. Транзистор крепится к средней пластине, которая загнута снизу для удобства
крепления радиатора к плате винтами М3 через специальные отверстия на плате.
После отладки регулятор вставляют в корпус от стандартного регулятора РР310-В.
Резистор R2 и светодиод выводятся на лицевую сторону корпуса.
В схеме применены конденсаторы С1 и С2 типа КМ6,
резисторы типа МЛТ. Вместо стабилизатора Д818Е можно использовать Д818Б, Д818В.
В качестве транзистора VT1 можно использовать КТ203А. КТ203Б. Вместо транзистора
КТ814Г подойдут транзисторы с другими буквенными индексами, а также транзисторы
типа КТ816.
Чтобы убедиться в работоспособности РН после
установки его на автомобиль, нужно поворачивать ручку переменного резистора R2.
При этом светодиод будет показывать переключение РН в момент перехода лимба
резистора через отметку, соответствующую напряжению в бортовой сети автомобиля.
После этого резистор R2 устанавливают на напряжение, которое следует
поддерживать (обычно 14,2...15,0 В).
Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов!
Подробно тут! Жалоба