Как открыть кодовый замок по радио
Р. ЛИПИН, г. Хабаровск
Во многих семьях найдется радиоуправляемая модель автомобиля, механически неисправная или просто заброшенная подросшим ребенком. Но система радиоуправления (пульт—передатчик команд и встроенный в автомобиль приемник) остается, как правило, вполне исправной, ей с успехом можно найти полезное применение. Автор применил такую систему для дистанционного управления кодовым замком.
В автомобиле-игрушке обычно установлены два электродвигателя — ходовой и рулевой, а на пульте радиоуправления (РУ) имеются два рычага. Пока они в нейтральном положении, напряжение питания на оба двигателя модели не поступает. При нажатии на первый рычаг в одну или другую сторону передатчик РУ передает команды, принимая которые, приемник РУ подает на ходовой двигатель напряжение. В зависимости от его полярности модель движется вперед или назад. Вторым рычагом подают команды, включающие рулевой двигатель модели. Он поворачивает ее передние колеса налево или направо. Команды движения и поворота можно подавать и совместно. Например, "вперед—налево" или "назад—направо".
Вместо двигателей я подключил к выходам приемника РУ дешифратор, собрав его по схеме, изображенной на рис. 1. Здесь М1 и М2 — отключенные двигатели модели. Полярность их выводов, указанная на схеме, соответствует для ходового двигателя движению модели вперед, а для рулевого — повороту направо. Батарея питания модели GB1 также отключена, на приемник РУ и дополнительный дешифратор поступает напряжение ипит от источника, питающего кодовый замок. Лучше всего, если оно равно номинальному для приемника (как правило, 9 В). Хотя из трех проверенных приемников два нормально работали и при напряжении 15 В, рисковать, чрезмерно повышая напряжение питания, не стоит.
Дешифратор на микросхемах DD1 — DD3 работает согласно таблице. Каждой комбинации уровней напряжения на его входах Х1—Х4 (кроме первой) соответствуют высокий уровень на одном из выходов Y1—Y8 и низкие уровни на остальных выходах. Высокий уровень (В) близок к напряжению питания Un„T, а низкий (Н) — к нулю.
Выходы дешифратора через защитные диоды VD1—VD8 я соединил с кнопками "Кодового замка на двух микросхемах", описанного в моей статье под таким названием в "Радио", 2005,
№ 2 на с. 32. В результате на высокий уровень на выходе дешифратора замок реагирует точно так же как на нажатие на соответствующую кнопку. Первая в таблице комбинация уровней (они высокие на всех входах) означает отсутствие приема какой-либо команды и "нажатий" на кнопки не вызывает.
Можно, конечно, открыть замок, подавая нужные команды с помощью имеющихся на пульте рычагов. Но для этого пришлось бы запомнить довольно сложную последовательность действий этими рычагами, отличающуюся от привычных нажатий на кнопки самого замка. Чтобы избежать этого, я дополнил пульт восемью кнопками и диодным шифратором по схеме, изображенной на рис. 2. Теперь кнопки SB1—SB8 дублируют кнопки замка и, чтобы открыть его, нажимать на них нужно в том же порядке. Контакты S1 и S2 установленных в пульте .рычагов управления можно не удалять. Оставаясь в нейтральном положении, они не влияют на работоспособность шифратора.
Описанное устройство уже несколько лет успешно работает с кодовым замком гаражных ворот. Дешифратор (см. рис. 1) смонтирован на двусторонней печатной плате из фольгированно-го изоляционного материала. Чертеж платы — на рис. 3. Вместе с извлеченной из модели платой приемника РУ она размещена в корпусе кодового замка.
Пульт управления находится в салоне автомобиля. Это позволяет въезжать в гараж, не выходя из машины. Монтаж шифратора (см. рис. 2) — навесной. Все диоды — малогабаритные кремниевые любого типа. Микросхемы серии К561 в дешифраторе при напряжении питания 9 В можно заменить функциональными аналогами серии К176
Если к выходам дешифратора подключить исполнительные модули, например, собранные по схеме, показанной на рис. 4, то с помощью пульта и приемника РУ с дешифратором можно дистанционно управлять любыми механизмами, мощность цепей управления которых не превосходит возможностей контактов примененных реле.