Каталог статей

Главная » Все схемы » Схемы для начинающих » Электронные игрушки

Выбранная схема!!!


5319
ЭМИ - Двухголосный круговокс и круговокс на логических ИМС (начало)

                            Двухголосный круговокс и круговокс на логических ИМС

Принцип, лежащий в основе ра­боты данного электромузыкально­го инструмента, известен давно. Описания конструкции лампового ЭМИ, у которого частота звука за­дается с помощью переменного ре­зистора, можно найти, например, в [1]. Транзисторные одноголосные ЭМИ с переменным резистором можно встретить в пособиях и пуб­ликациях для начинающих радио­любителей. Однако по сравнению с приведенными примерами, пред­лагаемый ЭМИ (фото 1-2) выпол­нен двухголосным, что значитель­но расширило его возможности. В качестве тонзадающего элемента здесь применен соосный перемен­ный резистор. Кроме того, введены узлы генератора вибрато и манипу­ляторов, что также обогатило его звучание. Полный музыкальный ди­апазон инструмента 7 октав - от ноты до контроктавы до ноты до пя­той октавы, однако, при желании он может быть изменен.

   

Принципиальная схема ЭМИ при­ведена на рис. 1. Главным его узлом является тональный генератор (их два). Они собраны по одинаковой схеме на транзисторах VT3, VT4 и VT8, VT9. Такая схемотехника ши­роко применялась в 60-70-е годы (например, в [2]). Генератор пред­ставляет собой разновидность не­симметричного мультивибратора и генерирует колебания формы, близ­кой к треугольной. Транзисторы VT5, VT10 служат эмиттерными повтори­телями. Германиевые диоды VD9, VD10, VD12, VD13 используются для термостабилизации. Частота тона из­меняется соосным переменным рези­стором R20 с раздельной регулиров­кой (тип СПЗ-ЮаМ или другой ана­логичный). Диапазон, перекрывае­мый инструментом при повороте ручки резистора из максимально­го положения в минимальное, со­ставляет 3 и 1/12 октавы. В нейт­ральном положении переключате­ля SA4 (SA7) диапазон частот ге­нераторов - от до второй до до пя­той октавы. При переключении SA4 в верхнее по схеме положение ча­стота генератора понижается на 2 октавы. При переключении SA4 в нижнее по схеме положение диапа­зон генератора смещается вниз еще на 2 октавы. Таким образом, суммарный диапазон каждого ге­нератора достигает 7 октав. Гене­раторы некритичны к номиналам пассивных элементов. Однако ге­нерируемая частота существенно от них зависит. Поэтому для облег­чения настройки номиналы соот­ветствующих элементов (напри­мер, R16 и R30) выбраны одинако­выми. С этой же целью использо­ваны пары транзисторов (напри­мер, VT3 и VT8) с возможно близ­ким Вст. Номиналы R16 и R30 мо­гут быть в пределах 56...75 кОм, R18 и R32- 11 ...15 кОм, R21 и R34 - 1,3...6,8 кОм, R22 и R35 - 1,3...6,8 кОм. Транзисторы VT3...VT6 рекомендуется использо­вать с Вст > 40. Схема генератора вибрато позаимствована из [3]. Он выполнен на составном транзисто­ре VT1, VT2 с фазосдвигающей це­почкой R1-R3, С1-С4 и обеспечи­вает колебания синусоидальной формы. Резистором R6 регулиру­ется частота колебаний, R10 - ре­гулятор их амплитуды. Выключате­лями SA1 и SA3 можно включать и выключать эффект вибрато от­дельно для каждого генератора тона. Для каждого тонгенератора предусмотрена отдельная цепь стабилизации питающего напряже­ния (R43, VD11 и R44, VD12 соот­ветственно) для избегания захва­та частоты. С выходов тонгенераторов G1, G2 сигнал поступает на манипуляторы М1, М2, выполнен­ные также по одинаковой схеме и управляемые кнопками SB1, SB2.

На панель управления выведены также потенциометры R28, R35 (ре­гуляторы затухания отдельно для каждого канала), R32, R39 (регуля­торы атаки), R31, R38 (регуляторы громкости). Переключателями SA5, SA7 можно отключать манипуляторы - тогда на выход поступает непре­рывный сигнал с соответствующе­го генератора тона. При замыкании выключателя SA6 оба голоса можно включать одной кнопкой - SB1 или SB2. В гнездо XS1 можно подключать внешнюю двухкнопочную педаль (футсвич) с самовозвратом, напри­мер, Behringer FS112V (элементы SB3, SB4, ХР1), это позволит "раз­вязать руки" исполнителю - футс­вич дублирует кнопки SB1, SB2 ма­нипуляторов. Переключателем SAможно включать два голоса вмес­те (среднее положение) или толь­ко один голос (крайние положения). SA9 - переключатель "моно/стерео". В зависимости от его положе­ния сигнал с выхода инструмента можно направлять в два независи­мых усилителя или в один монофо­нический усилитель. Питание инст­румента осуществляется от сети переменного тока через стабили­зированный выпрямитель. Для пре­дотвращения захвата частоты и на­водок каждый генератор питается от своего параметрического стаби­лизатора. Светодиод HL1 - инди­катор включения питания.

Инструмент выполнен в фанер­ном корпусе с внешними размерами примерно 265x200x85 мм .

 Почти все детали, кроме выпрями­теля, потенциометров и переклю­чателей, размещены на монтажной плате размером 190x80 мм. Тран­зисторы можно использовать лю­бые кремниевые маломощные соот­ветствующей структуры. Можно ин­струмент выполнить и на транзис­торах структуры п-р-п, например, КТ315. При этом необходимо поляр­ность всех диодов, стабилитронов и оксидных конденсаторов изме­нить на обратную. Вместо парамет­рических стабилизаторов можно ис­пользовать интегральные стабили­заторы КР1168ЕН9, КР1168ЕН5 и их аналоги в типовом включении.

Генераторы тона могут быть выполнены и по другой схеме, например, на элементах ТТЛ [3]. То же касается и манипуля­торов.

Например, неплохо зареко­мендовала себя схема из [4]. В инструменте могут быть приме­нены постоянные резисторы МЛТ или другие, конденсаторы К73, МБМ или другие, оксид­ные - К50-35 или импортные. В качестве С7...С12 не следует применять конденсаторы из низкочастотной керамики групп ИЗО - Н90. Трансформа­тор питания Т1 - мощностью около 5 Вт с напряжением на вто­ричной обмотке 8 В (от китайской магнитолы). Соосный переменный резистор R16 применен СПЗ-10аМ группы А, поэтому шкала с нотами получилась нелинейная. Если есть возможность, лучше применить по­тенциометр группы Б, тогда шкала будет линейной, или группы В, в последнем случае шкалу надо пе­ревернуть на 180 градусов (рис. 3).

Остальные потенциометры мо­гут быть СПЗ-ЗОа, СПЗ-46 или дру­гие, переключатели - П2К и минитумблеры, кнопки SB1, SB2 - лю­бые подходящих размеров, гнезда XS1 ...XS3 - под 6,3 мм джек, XS4 - под сетевой провод, как в магни­тофоне.

Литература

1.   Соломин В.К. Конструирова­ние электромузыкальных инстру­ментов. - М.-Л., Госэнергоиздат, 1958 г., стр. 47.

2.   Волошин В., ФедорчукЛ. "Ро­мантика" - новый электромузыкаль­ный инструмент. - Радио, 1965 г., №11, стр. 35.

3.   Козлов И. Домашний ЭМИ. - Ра­дио,1993 г., №4, стр. 30; №5, стр. 28.

4.   Шумов Д. Электронный кла­весин из ЭМИ "Юность". - Радио, 1981 г., №11, стр. 36.

       Фото Кононченко А.С.

Алексей Браницкий г. Минск

( продолжение следует )




Источник: "Радиолюбитель"
Категория: Электронные игрушки | Добавил: Vovka (01.05.2013)
Просмотров: 5138 | Теги: ЭМИ, ИМС, Двухголосный, круговокс, логических, НА | Рейтинг: 4.6/5


Всего комментариев: 0

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024