В начале 90-х как и многие тогда увлекался Си-Би радиосвязью , висел в эфире ночи на пролёт.
Первыми станциями были Урал-р на 27,185 мгц (18 канал европейской сетка):
Через некоторое время в ЛеМонти на ВДНХ купил COBRA-19dx , работает и сегодня.
Сколько раций прошло через мои руки сейчас уже трудно вспомнить, но дощечка из ДСП, на которой они крепились для работы на столе жива и по ныне.
В те годы популярны были так называемые помощники (кирпичи) - усилители мощности, немалое количество которых было успешно убито по причине перегрева и неправильного согласования с антенно-фидерным хозяйством.
Недавно разбираясь в гараже наткнулся на убитый CTE-735 точнее на корпус от него.
Восстанавливать его не имеет практического смысла, так как он был собран на одном полевом транзисторе MS1307, купить который и сегодня достаточно не просто.
Долго размышлял - а не выбросить ли его в помойку, но вспомнил что дома есть IRF510 .
Прикинул схему с двумя транзисторами в параллель для повышения КПД.
Схема совершенно стандартная и особенностей не имеет.
На макетке испытывать не стал, усилителей было сделано в своё время не мало.
Зато название для него как то сразу нашлось - CTE-735 PLUSS
Нарисовал плату под размер корпуса.
Собрал и прикрутил к корпусу.
Испытания на столе провести не удалось, нет эквивалента нагрузки соответствующей мощности и антенна на крыше тоже давно спилена да и 15 амперного блока питания не сохранилось.
Все настройки и измерения проводились в автомобиле, помогали в них КСВ метр SWR-430
Амперметр безродный, но тарированный до 10 ампер
Антенна автомобильная LEMM AT-1200
В самый не подходящий момент, как это обычно и бывает, у фотоаппарата сели аккумуляторы, поэтому дальнейшее повествование без картинок и вам придётся поверить на слово.
Первым делом проверяется и подстраивается КСВ между передатчиком и антенной. КСВ у меня настроился на 1,1 в 20-м канале сетки С.
При испытаниях и настройке тем же методом не забывайте завести двигатель автомобиля, чтобы избежать просадки напряжения и посадки аккумулятора.
Первое нажатие гашетки передатчика с подключенным усилителем показало, что ток потребления равен 10 ампер. Это слишком большая величина для данных транзисторов и такого радиатора, что и показал SWR-430 - мощность на выходе была 10 ватт.
Двигая диэлектрической отвёрткой витки выходной катушки и наблюдая за стрелкой SWR-430 добиваемся максимальных показаний шкалы мощности. У меня стрелка расположилась между 5 и 6 делением, что примерно равно 40-60 ватт. Усилитель при этом употребляет 8 ампер, нагрев корпуса (радиатора) примерно 50 гр.
От родного движкового выключателя питания на усилителе пришлось отказаться, от протекающего тока у него разгибаются лепестки контактов (место занял предохранитель).
В заключение немного посчитаем.
8 ампер Х 13,2 вольта = 105 ватт
105 ватт - КПД (50-60 %) = ~ 50 ватт
Что и подтвердили приборы и косвенно нагрев корпуса усилителя.
Файлы:
Печатная плата в формате SL 5.0.
Вопросы, как обычно, складываем тут.