ПОВТОРИТЕЛЬ СТОП-СИГНАЛА
В моем автомобиле, как и во многих других отечественного производства, сзади на кромке двери багажника штатно установлен фонарь - повторитель стоп-сигналов. Это обычный красный фонарь с обычной лампочкой накаливания, которая зажигается при нажатии на педаль тормоза. Мне это показалось банальным и скучным. Поэтому внутрь этого фонарика я установил схемку, с двумя строчками сверхярких светодиодов. При нажатии на тормоз автомат световых эффектов на трех КМОП микросхемах переключает светодиоды так, что создается эффект бегущего огонька по циклу, - сначала в одну сторону по верхней строчке, а потом в обратную сторону по нижней. И так повторяется.
Схема показана на рисунке. На элементе D1.1 сделан мультивибратор, частоту импульсов на выходе которого можно регулировать резистором R2 примерно от 5 Гц до 50 Гц . Эти импульсы поступают на входы двух двоично-десятичных счетчиков D2 и D3. К лампам стоп сигнала схема подключается по питанию. По этому при нажатии тормоза (включении питания) оба счетчика обнуляются конденсатором СЗ. На выводе «О» счетчика D3 устанавливается единица, которая открывает элемент D1.2 и пропускает через него импульсы на вход счетчика D2. В то же время, на выходе «9» D2 - ноль, и этот ноль закрывает элемент D1.4, не пуская импульсы на вход счетчика D3. Таким образом, начинается цикл со счетчика D2. Поочередно зажигаются его светодиоды (HL1-HL9), и когда счетчик D2 устанавливается в состояние «9», все светодиоды HL1-HL9 выключены, а единица, возникшая на выходе «9» HL2 открывает элемент D1.4 и пропускает через него импульсы на вход D3. В первый же момент после этого счетчик D3 принимает состояние «1», и на его выходе «0» появляется логический ноль, который закрывает элемент D1.2 и отключает этим подачу импульсов на вход счетчика D2. Счетчик D2 замирает в состоянии «9», а счетчик D3 работает. Последовательно переключаются светодиоды HL10-HL18. Затем весь процесс повторяется. Практически в фонаре расположены две линейки светодиодов, одна распаяна с одной стороны платы, другая с другой. Верхняя линейка состоит из светодиодов HL1-HL9. А нижняя расположена в обратном порядке, так что её начало (HL10) попадает под конец верхней (под HL9), а её конец (HL18) оказывается под началом верхней (под HL1). Поэтому получается такой эффект, что огонёк сначала бежит по верхней линии слева направо, а потом по нижней справа налево. Потом опять по верхней слева направо и так повторяется пока есть питание. Такой вот циклический круговорот. Скорость проистечения данного круговорота можно отрегулировать по личному желанию, подстройкой резистора R2. А можно и не ставить в схему подстроенный резистор, а установить частоту на стадии налаживания, и вместо R1 и R2 поставить постоянный резистор суммарного сопротивления. Марка светодиодов мне не известна. Это были сверхяркие светодиоды белого света. Можно и красные. Но фронтальная «стекляшка» фонаря красная, так что и белые видны очень хорошо. Важно чтобы светодиоды были обязательно сверхяркие или суперяркие, так как выходной ток микросхем К561ИЕ8 невелик, и с таким током обычные индикаторные светодиоды будут хорошо заметны только ночью.
Печатные платы я уже лет пять, как бросил травить. Всегда пользуюсь печатными макетками, которые имеются в свободной продаже и стоят ненамного дороже текстолита. Вот и рисунка печатной платы не привожу по причине его отсутствия.
Макеев Е. РК 6-2010