Каталог статей


Выбранная схема!!!


5639
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная промышленность постоянно расширяет выпуск диагностических приборов индивидуального пользования, в том числе автотестеров. Эти устройства могут принести немалую пользу автомобилистам, во всяком случае тем, кто интересуется техникой и хочет самостоятельно контролировать и обслуживать свою машину. Однако не все хорошо представляют себе возможности тестера, и это чаще всего порождает его недооценку. Есть и другие примеры, когда у купленного прибора не находят тех «чудодейственных» свойств, на которые рассчитывали. Этому способствует и тот факт, что заводские инструкции к тестерам часто содержат неполную, а иногда и неточную информацию.

Начнем с использования прибора в роли тахометра. Обороты двигателя необходимо знать при проведении целого ряда контрольных и регулировочных работ по системе электрооборудования, о чем расскажем ниже. Для этой цели автотестер имеет тахометрическую шкалу, охватывающую весь рабочий диапазон скоростей вращения коленчатого вала. Есть у прибора и вторая шкала, у нее предел измерения невысок (до 1200 ч- 2000 об/мин у разных моделей), а деления соответственно очень растянуты. Она нужна для работы, с которой каждый автомобилист должен уметь справляться самостоятельно, - речь идет о регулировке холостого хода. Обеспечить хороший результат в этой операции поможет точный тахометр с ценой деления шкалы не менее 50 об/мин. В автсиробительской практике такая возможность предоставляется только при использовании йтотестера.

Но чаще всего, пожалуй, тестеру приходится служить в роли вольтметра. Для этого он имеет два рабочих диапазона: основной (с пределом измерения от 0 до 15 ч-30 В) и дополнительный (от 0 до 0,5 ч- 2,0 В). Какое же применение они находят?

Степень заряженности аккумуляторной батареи обычно оценивают по плотности электролита. Однако тот же результат может быть получен и при замере ее ЭДС (электродвижущей силы), если перед этим батарея была отключена от бортовой сети и «отдохнула» хотя бы час (лучше - несколько часов).

Зависимость здесь такова:

-    у полностью заряженной батареи (плотность электролита 1,28 r/см3 при + 15 °С) подключенный к её клеммам прибор должен показать примерно 12,7 В;

-    у заряженной на 75 % - 12,5 В;

-    на 50 % - 12,2 В;

-на 25%- 12,0 В.

К сожалению, точность этого замера невелика, поскольку шкала прибора разбита на деления по 1 В, но ориентировочную оценку получить все-таки можно. Тем, кто хочет высокой точности, советуем сделать несложное дополнительное устройство, расширяющее шкалу вольтметра (диапазон измерения 12 4- 15 В). Сейчас некоторые заводы, изготовляющие автотестеры, планируют выпускать такие устройства как отдельной деталью, так и встроенными в основной прибор.

Для оценки работоспособности батареи важно также проверить её поведение при больших нагрузках, которые возникают в момент пуска двигателя. Делается это так. После прогрева мотора вынимают центральный провод из крышки распределителя, а затем включают стартер примерно на 5 секунд, следя по стрелке тестера за напряжением на клеммах аккумуляторной батареи. Если оно упало не ниже чем до 10 В -батарея в порядке, если меньше - требуется подзарядка.

Следующий объект контроля - генератор, который в сочетании с регулятором напряжения служит источником тока на автомобиле при работающем двигателе. Работу этой системы лучше проверять после поездки, когда мотор и все приборы, расположенные под капотом, основательно прогреты. Тестер опять-таки подключают к

клеммам аккумулятора (его исправность уже подтверждена). Двигатель пускают, устанавливают повышенные обороты и дают поработать минуты две, в течение которых восполняются затраты энергии на пуск, а затем смотрят на показания тестера, определяющего величину напряжения. Результат в пределах 13,5 -г- 14,5 В следует считать нормальным. Затем, не меняя режима работы двигателя, увеличивают токовую нагрузку, включив габаритное освещение, дальний свет и мотор отопителя. Показания прибора и в этом случае должны остаться в тех же пределах.

Такая несложная проверка в эксплуатационных условиях вполне достаточна и применима для любого автомобиля. Если же по каким-то причинам необходим более точный контроль, можно воспользоваться заводскими данными, которые приведены в таблице.

Если результаты проверки регулируемого напряжения окажутся неудовлетворительными, придется искать дефект в системе электрооборудования. Методика такой работы изложена во многих пособиях.

Нужно отметить, что автотестер весьма полезен и в «поисковых» операциях. Поясним это конкретным примером. Одной из причин ненормально высокого напряжения в бортовой сети может быть плохой контакт корпуса регулятора с кузовом автомобиля. На глаз этого не определить, поэтому приходится на всякий случай отвертывать крепеж и зачищать детали. А при наличии тестера достаточно включить малую шкалу вольтметра и приложить штырьки прибора к регулятору и кузову. Сдвинется стрелка с места - есть перепад напряжения, нет - с контактом все в порядке и разбирать узел не требуется.

Никогда не оставляет автомобилиста забота о зажигании. Хорошая работа системы - это не только безотказность в пути, но ещё и экономный расход горючего, сохранность двигателя. Поэтому аккуратный водитель не ленится лишний раз посмотреть, чисты ли контакты прерывателя, правилен ли зазор между ними, не ослабла ли пружина подвижного контакта. Правда, и после такого контроля некоторая неудовлетворенность остается: ведь проверка выполняется по существу «на глаз», да и мотор в это время неподвижен, а так ли все это будет выглядеть в работе? К тому же результат зависит от опыта, внимательности исполнителя.

Автотестер позволяет быстро, достоверно и без каких-либо разборок проверить прерыватель в действии.

Прежде всего контролируют чистоту контактных поверхностей. Тестер, включенный на показание основной шкалы вольтметра, подсоединяют между клеммой низкого напряжения на распределителе (или, что тоже самое, выходной клеммой катушки зажигания) и «массой» и включают зажигание. Во время проверки контакты прерывателя должны быть замкнуты, при этом показание прибора будет почти нулевым. Если оно близко к напряжению батареи (12 В), нужно соответственно немного провернуть коленчатый вал ручкой или коротким включением стартера. Затем переключают тестер на малую шкалу вольтметра, при этом стрелка покажет падение напряжения в прерывателе. У новой и совершенно чистой контактной пары оно примерно равно 0,05 В. У поработавшей пары, находящейся в хорошем состоянии, этот показатель обычно укладывается в предел до 0,1 В. Повышение замеряемой величины до 0,2 В должно насторожить, хотя узел еще работоспособен. Если падение напряжения боле 0,2 В - контакты нужно чистить.

Следующий замер - проверка угла замкнутого состояния контактов (УЗСК). Этот показатель в принципе равноценен привычной величине зазора в контактах, но гораздо более объективен. Во-первых, он позволяет исключить влияние эрозионных неровностей на рабочих поверхностях контактов. Во-вторых, все неточности, которые могут возникнуть при «ручной» работе («Не туговато ли я вставляю щуп?», «А полностью ли раскрылись контакты?»), тоже исключаются.

УЗСК - показатель невезучий: почему-то в печатных источниках (в том числе и в инструкциях к автотестерам) встречаются самые разные значения рекомендуемых величин, НИИавтоприборов и заводы отрасли рекомендуют следующие нормативы при оценке этого показателя:

-    для распределителей Р119Б («Волга») - 3 9 ± 3 °;

-    для всех моделей «жигулёвских» распределителей - 55 ± 3 °;

-    для распределителя Р114Б (3 АЗ-968М) - 48 ± 3 °;

-    для всех остальных распределителей на отечественных четырехцилиндровых двигателях - 43 ± 3 °.

Этими величинами и следует руководствоваться.

Технология замера очень проста. Подсоединяют провода прибора к нужным клеммам (по инструкции), пускают двигатель и считывают показание прибора по соответствующей шкале. Если оно выходит за рамки нормативных пределов не более чем на 3 °, такое отклонение можно признать допустимым и пока не вмешиваться в работу узла; однако запомнить этот факт нужно, поскольку он обязывает почаще повторять проверку и не допустить дальнейшего ухудшения контролируемого показателя. Если же тестер показал большее отклонение УЗСК от нормы, регулировкой контактов придется заняться немедленно. При этом следует помнить, что после этой операции обязательно надо проверить установочный угол опережения зажигания.

Но предположим, что проверка на холостом ходу дала удовлетворительный результат. Тогда прибавляют «газ», увеличивая обороты коленчатого вала. При этом УЗСК не должен меняться более чем на 3 °, в ином случае наиболее вероятен повышенный износ механических деталей распределителя. Такой дефект вызывает искажения характеристик зажигания, а это ведет к ухудшению эксплуатационных показателей автомобиля.

Многие модели автотестеров имеют еще одну «специальность» - они позволяют замерять электрическое сопротивление. Это качество прибора может пригодиться при проверке резисторов в узлах электрооборудования, но чаще всего оно помогает при «прозвонке» цепей, когда нужно разобраться в соединениях проводов, не подключая аккумуляторную батарею к бортовой сети.

Таким образом, автотестер - удобный и полезный прибор для объективного контроля за целым рядом систем. Работа с ним проста и доступна практически каждому водителю, самостоятельно обслуживающему автомобиль.

Кроме автотестеров, существуют и другие электронные приборы, приспособления и устройства для проверки и контроля электрооборудования автомобиля.

О них тоже будет рассказано в этом и последующих справочниках.

1.1. ИНДИКАТОР ИСПРАВНОСТИ ЦЕПЕЙ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ И СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Приборы для диагностики свечей зажигания позволяют определять энергию системы зажигания, получаемую в виде электрического разряда между электродами свечи зажигания. Существуют измерения многих параметров свечи - пробивного напряжения, омического сопротивления, шунтирующего нагара, продолжительности разряда.

Прибор (рис. 1.1), предназначен для проверки цепей высокого напряжения системы зажигания и свечей зажигания. Делитель напряжения устанавливают в центральное гнездо крышки распределителя, к которой подключаются провода от катушки зажигания и прибора. Чтобы пользоваться делителем, необходимо тщательно проверить, отрегулировать и привести в порядок систему зажигания - зачистить контакты прерывателя, отрегулировать зазор между контактами прерывателя и электродами свечей зажигания, проверить соединения проводов, очистить свечи зажигания.

Установив делитель в крышке распределителя и подключив к нему левый (по схеме) провод при работающем и прогретом двигателе с частотой вращения коленчатого вала несколько больше минимальной частоты холостого хода, для тарировки прибора соединяем второй правый (по схеме) провод прибора через тарировочный резистор с массой. Сопротивление резистора подбираем такой величины, чтобы стрелка измерителя отклонялась на всю шкалу.

Показания прибора и резистор будут эталонами для вторичного напряжения. Уменьшение напряжения на 15    20    % при последующих проверках будет свиде

тельствовать о неисправностях системы зажигания, которые необходимо найти и устранить. Затем необходимо протарировать шкалу микроамперметра. Для этого нужно нанести два деления 1 и 3 МОм, подключив соответственно резисторы 1 и 3 МОм между массой и правым (по схеме) проводом.

При нормальном вторичном напряжении проверяют каждую свечу. Для этого на работающем двигателе необходимо сбросить со свечи колпачок и как можно быстрее подключить прибор (чтобы свеча не успела покрыться влажными парами бензина). Показание прибора будет зависеть от сопротивления свечи. У исправной и чистой свечи оно превышает 3 МОм, у загрязненной -14-3 МОм, у неработоспособной - менее

1 МОм. Протарировав шкалу микроамперметра по резисторам 1 и 3 МОм и измерив сопротивление свечи, определяют её исправность и работоспособность.

Хотя точность прибора не высока, он вполне может помочь водителю в обнаружении неисправностей в системе зажигания.


Рис. 1.1 Принципиальная схема индикатора исправности цепей высокого напряжения системы зажигания и свечей зажигания.

Наиболее точным методом определения технического состояния свечи является метод диагностирования свечи но силе тока в искровом промежутке с помощью схемы, показанной на рис. 1.2.

Между клеммой распределителя и свечой зажигания, на paoo акнцем двигат еле, с помощью высоковольтных разъемов <<Вход - к трамблёру» и «Выход к высоковольтному проводу свечи» подключается измерительный узел. Он состоит из микроамперметра Р1, включенного в диагональ выпрямительного моста, образованного диодами VD1 -r VD4, зашунтированными резисторами R i ~ R4.

Приспособление позволяет проверять свечи как в системе зажигания, выполненной по классической (батарейной) схеме, так и в электронной системе. Для этого служат переключатель SA1 и подстроечные резисторы R5 и F.6. У электронной системы зажигания сила тока разряда намного выше.

Техническое состояние свечи определяется по показаниям микроамперметра.


Рис. 1.2 Принципиальная схема индикатора исправности свечи зажигания. Примечание.

Заводской вариант подобного индикатора представлен з следующей статье.

1.3. ИНДИКАТОР ИСПРАВНОСТИ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ "ПОИСК-1" (г. Льнов ^ )

Индикатор исправности свечи зажигания "Поиск •    !"    (далее    индикатор)

предназначен для проверки технического состояния свечей зажигания и цепей высокого напряжения системы зажигания на работающем двигателе внутреннего сгорания автомобилей "Жигули" всех моделей, кроме ВАЗ- 2108 и автомобилей оборудованных электронными системами зажигания.


Рис. 1.3 Внешний вид индикатора "Поиск-1",

Индикатор должен эксплуатироваться при температуре от минус 10 до + 40 °С и относительной влажности до 95 % при температуре+35 °С.

Технические данные

Индикатор позволяет проверить общее состояние высоковольтной цепи, включая катушку зажигания. В том числе:

-    зазор между электродами свечи зажигания;

-    наличие нагара на свече и состояние её изолятора;

-    наличие обрыва в цепи высокого напряжения системы зажигания;

-    наличие утечки тока между цепями высокого напряжения системы зажигания и корпусом двигателя.


Рис. 1.4 Принципиальная схема индикатора исправности свечи зажигания "Поиск-1".



Рис. 1.5 Монтажная плата индикатора исправности свечи зажигания "Поиск-1".


Требования по технике безопасности

Во избежание неприятных ощущений от действия высокого (но не опасного для здоровья) напряжения цепи зажигания необходимо строго соблюдать указанную в настоящем руководстве по эксплуатации последовательность подключения индикатора.

Не подключайте индикатор и не касайтесь его корпуса на работающем двигателе!

1.    Убедитесь в отсутствии механических повреждений индикатора, при наличии на поверхности влаги протереть его.

2.    Прогреть двигатель.

3.    Вынуть из крышки распределителя зажигания неработающего двигателя провод проверяемой свечи и вставить его в гнездо индикатора.

4.    Вставить штекер индикатора в освободившееся гнездо крышки распределителя зажигания.

5.    Запустить двигатель.

6.    Плавно увеличить обороты двигателя(выше средних).

7.    По положению стрелки индикатора, в соответствии с таблицей 1.1, оценить состояние элементов высоковольтной цепи системы зажигания.

8.    При необходимости устранить неисправности.

9.    Проверку остальных свечей зажигания провести в приведённой выше последовательности.

Табл. 1.1. Соответствие положения стрелки индикатора состоянию элементов высоковольтной цепи системы зажигания

Положение стрелки индикатора на шкале

Характер неисправности

Чёрный сектор Параметры цепи высокого напряжения в норме. Свеча нормальная.

Неисправностей нет.

Зелёный сектор (Имеется отклонение отдельных параметров от нормы. Система работоспособна).

Зазор между электродами свечи больше нормы. Разрушен помеходавительный резистор. Наличие внутреннего обрыва в проводе свечи. Утечка тока через нарушенную изоляцию высоковольтных проводов, по внутренней поверхности крышки распределителя и т. д.

Красный сектор (необходим поиск и устранение неисправности).

Зазор между электродами свечи меньше нормы. Наличие на центральном электроде свечи нагара Пробой свечи.

Замыкание центрального электрода свечи или идущего к свече высоковольтного провода на корпус.

Примечание.

После устранения неисправности стрелка индикатора может оставаться в зелёном секторе. Это связано со снижением коэффициента запаса по напряжению системы зажигания из-за старения её отдельных элементов, что особенно характерно для автомобилей с длительным сроком эксплуатации.


Категория: Борт. сеть | Добавил: Zloy (15.02.2014)
Просмотров: 5820 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

Пожалуйста оставьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:


ElectroTOP - Рейтинг сайтов
Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2016