Эта сигнализация может служить как для охраны автомобиля, так и для охраны
различных помещений. В первом случае она питается от аккумулятора автомобиля, а
во втором от электросети через стандартный сетевой адаптер, допускающий выходной
ток до 0,8 А (определяется током потребления используемой сирены) и напряжение
10-15V.
Есть четыре входа для подключения внешних датчиков, которые могут
быть как контактными, замыкающими, так и электронными, формирующими на выходе
отрицательные импульсы или нулевой перепад логического уровня.
Включение и
выключение сигнализации (постановка на охрану и снятие с охраны) производится
снаружи объекта. Это можно сделать при помощи двух замаскированных герконов
(например, расположены за остеклением машины и замаскированы различными
наклейками), или при помощи какого-то электронного ключа, сделанного, например,
на основе DTMF - кода или на основе систем ДУ аппаратурой. В этом случае
управление может быть выполнено брелком с всего одной кнопкой (формирующим всего
одну команду), при нажатии на которую на выходе приемника-декодера формируется
всего один отрицательный импульс. Однократное нажатие на эту
кнопку будет
либо включать сигнализацию, либо её выключать (то есть, переводить в
противоположное положение установленному ранее). Выбор типа управления (герконы
или система ДУ) осуществляется установкой двух паянных перемычек со стороны
печатных дорожек платы.
Индикация "включено / выключено" -при помощи
светодиода.
На рисунке приводится схема сигнализации совместно с внешними
устройствами, для варианта с управлением герконами, тремя цепями контактных
датчиков и одним электронным (которого может и не быть).
После включения
питания схема может оказаться в любом состоянии, поэтому, после включения
питания её нужно установить в нужное состояние при помощи герконов (или другого
устройства).
Логика работы сигнализации задается D-триггером D1.1. Здесь
используется то свойство D-триггера, что, при подаче отрицательного импульса на
его вход С происходит его установка в состояние, заданное логическим уровнем на
входе D. То есть, если на D будет единица, то при срабатывании любого датчика
цепь C1-R2 создаст импульс на входе С триггера и он установится в состояние "1".
Единица с его прямого выхода откроет ключ на VT1 и VT2 и через него подаст
питание на сирену. Но, если на входе D логический ноль, то сигналы датчиков
будут только устанавливать (или подтверждать установку) триггера в "0" и питание
сирены включаться не будет.
Именно это и используется для постановки на
охрану и снятия с охраны, - изменение логического уровня на входе D D1.1. А
управляет этим изменением уровня второй триггер - D1.2. В зависимости от
положения перемычек Р1 и Р2 триггер D1.2
работает либо как
RS-триггер (положение показанное на схеме сплошными линиями), либо как D-триггер
(перемычки в положении, показанном прерывистыми линиями). В показанном на схеме
положении перемычек триггер D1.2 работав RS-триггером. Он переключается при
помощи двух герконов SG1 и SG2. Замыкание первого из них приводит к выключению
сигнализации, а замыкание второго - к включению. Включенное состояние
индицируется свечением светодиода HL1.
Продолжительность звучания сирены
ограничивается цепью C3-R7. После того как триггер D1.1 установится в единичное
положение, начинается зарядка конденсатора СЗ через резистор R7 и как только
напряжение на СЗ достигает порогового уровня единицы для КМОП-логики триггер
принудительно перекидывается в нулевое положение. При указанных на схеме
номиналах СЗ и R7 продолжительность звучания сирены составляет около 20
секунд.
Диод VD5 служит для ускорения разрядки С1. Диод VD7 - защита от
неверного подключения к питанию. Диоды VD1-VD4 не пускают на схему напряжение
больше напряжения питания микросхемы D1 и развязывают относительно друг друга
датчики исключая их взаимное влияние. Стабилитрон VD6 защищает микросхему от
превышения напряжения питания (от выбросов напряжения в сети
автомобиля).
Диод VD8 служит для защиты VT2 от возможной индуктивной
составляющей нагрузки (если параллельно сирене включить какое-то реле или если
посредством реле включается более мощное сигнальное устройство).
Детали.
Датчики могут быть самыми разными. Важно, что контактные датчики должны
замы-
каться при срабатывании, а электронный датчик формировать на выходе или
любое количество отрицательных импульсов. В качестве контактных датчиков в
автомобильном варианте могут служить дверные выключатели света в салоне,
багажнике, моторном отсеке или аналогичные дополнительные датчики. При охране
помещения в проемы дверей можно так же установить автомобильные выключатели.
Наиболее удобны, в этом смысле, выключатели света для моторного отсека
автомобиля ВАЗ-2108-21099.
Для управления включением-выключением служат
малогабаритные герконы КЭМ-4, управляемые при помощи постоянного магнита,
вмонтированного в брелок для ключей. Светодиод может быть любым, излучающим
видимый свет.
Сирена - стандартная, 6-ти тональная для
автосигнализаций.
Радиоконструктор 1-2005