Приводится описание парогенератора на
природном газе, переделанного из серийного Д-900 и рассчитанного на работу на
дизельном топливе.
Парогенератор
на природном газе
Производство пара
для индустриальных целей экономичнее получать, сжигая природный газ вместо
дизельного топлива, на которое рассчитан котел - парообразователь Д-900,
российского производства. Конечно, существуют много аналогичных, современных
котлов, которые отлично справляются с этой задачей. Но цены на них весьма
высоки. Из-за экономической неоправданности котлы на жидком топливе в
большинстве случаев вышли из эксплуатации (конечно, за исключением тех случаев,
когда котлы на жидком топливе стоят в резерве у котлов на природном газе или
нет газопровода), но могут быть пригодны к дальнейшей эксплуатации на
природном газе.
При этом на котел
ставится горелка природного газа нужной мощности промышленного изготовления.
В нашем случае была использована горелка иранского производства [1], которая
на протяжении 6 лет безупречно работала на другом переделанном котле КТ- 500.
Тут приходится подогнать фланцы котла и горелки для монтирования горелки на
котел. Эта задача отводится специалистам по металлообработке и прямого отношения
к предмету данной статьи не имеет.
Мы же рассматриваем
разработку новой электронной начинки, которая должна замещать старую,
рассчитанную на работу со специфичной форсункой дизельного топлива. Нам от
старого хозяйства котла понадобятся электроды замера уровня воды, контактные
манометры давления пара и, пожалуй, один насос для подачи воды для резервной
подпитки котла от резервуара, при отключении магистральной воды или при
недостаточном давлении в последнем. Насос воды имеет резервное значение по следующим далее причинам. Рабочее давление
пара в котле колеблется от 0,4-0,6 кгс/смг (соответственно,
атмосфер или бар). Мы принимаем (если что, организовываем, чтобы было именно
так), что давление магистральной воды с избытком хватает для притока воды в
котел под рабочим внутренним давлением, без добавочного нагнетания насосом. А
исполнительное устройство - кран мы делаем из обычного шарового крана,
маховик которого приводится в действие с помощью электрической отвертки или
шуруповерта, достаточной мощности. Конечно, существуют электрические краники,
работающие на индукционных катушках. Но им присущи такие недостатки как
ненадежное перекрытие воды из-за попадания механических включений воды под
рабочий шток, а также перегорание катушки, если давление воды в магистрали
по каким-то причинам возросло. Электрический клапан совершает непрерывную
работу против механической мощности воды, являющейся произведением площади
перекрывающего штока и давления воды. А мощность, растраченная на поворот
шарового затвора крана, почти одинаковая при всем диапазоне давлении воды.
Итак, алгоритм
работы котла сводится к:
1. Поддержанию постоянного уровня воды в котле.
2. Отключении горелки и/или воды при:
- недопустимом возрастании давления пара в котле;
- пропадания воды подпитки, когда выпаренная вода
не восполняется;
- при срабатывании таймера;
- при останове горелки по внутренним
причинам горелки, например, при неправильном соотношение смеси газа и
поддуваемого воздуха.
3. Сигнализировать
об аварийном останове котла как по выше изложенным (кроме останова вручную и
по команде реле времени, которые являются нормальными), так и по причине
пропадания сетевого напряжения.
Работа системы
сигнализации и перекрытия воды должна быть надежно защищена от пропадания
напряжения сетевого питания. По части перекрытия воды, как было приведено выше,
кран работает импульсами, по времени достаточными для перевода затвора с одного
положения на противоположный. Если напряжение сети пропадет тогда, когда кран
открыт для восполнения испаренной воды, при не соблюдении нужных мер резервного
питания водяного крана, вода бесконтрольно поступит в котел при потушенной
горелке (сама горелка не имеет резервного питания), а далее по паровым трубам
хлынет туда, куда должен поступать пар.
Использованы:
готовый импульсный источник питания 12 В, 15 А; электрическая отвертка с
двигателем на 4,5 В; аккумуляторы на 6 В, 7 А в количестве 3 штук; часы-тай-
мер китайского производства.
Органы управления
составляют один сетевой автомат-выключатель на 6 А, кнопки «Старт», «Стоп» для
газовой горелки, тумблер блокировки нижнего уровня воды (его назначение будет
объяснено позже), тумблер звуковой сигнализации и переключатель выбора
исполнительного устройства, между электрифицированным шаровым краном или
водяным насосом.
Как видно, схема
(рис. 1) реализована на КМОП логике и полевых транзисторах. Благодаря высокому входному сопротивлению логических элементов
через электроды ровня воды текут ничтожно малые постоянные токи, что оберегает
металл электродов от электро-корозии, снижена общая потребляемая мощность,
конденсатор в одновиб- раторе - определителе временного интервала действия
электрифицированного затвора можно ставить малым номиналом, а силовые полевые
транзисторы могут быть запараллелизованы в сколь угодном количестве. При этом
токи на переключение транзисторов опять ничтожно малы и полевые транзисторы
легче удержать в ключевом, нелинейном режиме, когда ток истока довольно
ощутим. В данном случае единственная проблема полевых транзисторов - их
критическая подверженность перенапряжениям от индуктивной нагрузки. Хотя в
данном случае моторчик электро-отвертки рассчитан на 4,5 В постоянного
напряжения, перенапряжения на клеммах в момент прохождения щеток через зазоры
контактов ротора так высоки, что при отладке было выведено из строя несколько
штук транзисторов на 40, 80 и 180 В и это несмотря на то, что все
использованные транзисторы имели в своем составе встречно-параллельные скоростные
диоды. В итоге пришлось ставить транзисторы на 200 В и включить последовательно
дроссель-демпфер. В связи с тем, что у высоковольтных транзисторов относительно
высокое сопротивление канала исток-сток (в данном случае, для IRF640 0,18 Ом), пришлось на каждое плечо ставить по три
транзистора. Это делается для того, чтобы, учитывая потери в ключе и
соединительных проводах, все же получить необходимую мощность в двигателе под
4,5 В, при питании от 6 В.
А как видно из схемы, двуполярное 6 В питание у нас
получено от аккумуляторов Bat1 и Bat2 (рис. 2), на которых нагружен двуполярный
выпрямитель, который одновременно заряжает аккумуляторы. Аккумуляторы действуют
как активный фильтр от пульсации выпрямленного напряжения, а также являются единственным источником
энергии при пропадании сетевого напряжения. Постоянное питание получается
нестабилизированные -6, +6 В и стабилизированное +12 В. Следует отметить,
что двуполярное 6 В надо поменять в соответствии с нужным питанием
электроотвертки. Резисторы R1, R2 (рис. 2) ограничивают ток подзарядки аккумуляторов. А встречно
шунтирующие диоды позволяют аккумуляторам отдавать свою мощность в нагрузку
без деления. Резисторы нужно подобрать опытным путем, из расчета того, что
через них должен практически перестать течь ток подзарядки по достижении
аккумуляторами полной зарядки.
Селектор S2 предназначен для выбора исполнительного устройства водной подпитки (электроотвертка- затвор либо
водяной насос).
Газовая горелка
имеет свой алгоритм работы и самоблокируется при аварийных ситуациях, что заключается
в перекрытии поступающего газа и отключении вентилятора поддува воздуха.
Таких потенциальных причин останова много, и мы не будем их рассматривать.
Важно лишь отметить, что обратная связь (Loop-back) от
горелки была взята с клемы вентилятора. Если при поданном питании на горелку
пропало напряжение -220 В на вентиляторе, это событие обра- батывется логикой
нашей схемы и включается звуковая сигнализация. При этом схема слежения уровня
воды работает в штатном режиме.
Ресурсы
1. Сайт
производителя - http://www.iran-radiator.com
Ваге Аракелян
г. Ванадзор, Армения