Каталог статей


Выбранная схема!!!


2743
Индикатор состояния бортового питания
Индикатор состояния бортового питания

Описание схемы

Индикатор представляет собой лайт-версию серийного изделия, построенную на базе микросхемы LM3914(N-1) фирмы National Semicondutor, которая идеально подходит для решения поставленной задачи. При изготовлении индикатора не требуется наличия умения программировать, поскольку все задачи решаются «аппаратно», а его схема обладает прекрасной повторяемостью. Микросхема содержит все необходимые функциональные узлы: десятиуровневый компаратор напряжения, термостабильный регулируемый источник опорного напряжения, управляемый стабилизатор тока светодиодов, переключатель режима «точка-шкала». 

Следует дополнительно отметить, что других специализированных микросхем для наших (модельных) напряжений практически нет. С теорией проектирования устройств на микросхеме LM3914 вы можете ознакомиться в даташите на сайте упомянутой фирмы. Там вы найдете все формулы, необходимые для пересчета индикатора на любое напряжение в пределах 1,25..25 В. Мы же ограничимся двумя конкретными значениями напряжения, имеющими наибольшее применение в RC-практике – 4 и 5-баночные батареи NiСd и NiMh аккумуляторов – основного варианта бортового питания моделей.
image
Рисунок 1. Схема индикатора и перечень деталей.
Предлагаемая схема полностью соответствует типовой. Однако все подстроечные резисторы заменены рассчитанными прецизионными постоянными СМД-резисторами. Диапазон индикации для указанных номиналов составляет от 1,08 до 1,3 В на элемент. 

Детали и замены
Применительно к данной компоновке и разводке печатной платы какая-либо замена деталей крайне нежелательна. Однако, изменив печатную плату, можно перейти на обычные детали (резисторы и светодиоды). Если же дополнительно включить в узловые точки подстроечные резисторы, то можно заменить прецизионные резисторы обычными и получить дополнительную возможность изменять в разумных пределах настройки данного индикатора. 

Рекомендации по сборке и настройке
Для сборки и настройки нам потребуются: остро заточенный пинцет, паяльник (до 25 Вт) и цифровой мультиметр. Для монтажа SMD-компонентов могут понадобиться «очки часовщика» или линза с подсветкой. 

Исходный размер платы – 40х12 мм. Плата – двухсторонняя, желательно заводского изготовления. Также возможно изготовление «утюжно-лазерной» или просто рисованной платы. Это, во-первых, позволит расширить творческую составляющую. А во-вторых, несмотря на явную двухстороннюю сущность, плата содержит всего одно переходное отверстие (там потребуется проволочная перемычка). Переходы с одной стороны дорожек на другую на ножках микросхемы могут быть легко осуществлены аккуратной пропайкой каждой ножки с двух сторон платы без применения проволочных перемычек. Технология совмещения распечаток для изготовления двухсторонней платы в домашних условиях детально расписана в статье про приемник «Парк-5». 
image
Рисунок 2. Дорожки и контактные площадки (под принтер) - верх.



image
Рисунок 3. Дорожки и контактные площадки (под принтер) - низ.

Рисунки печатной платы pcb_print.zip 42,98 kB

Готовые платы должны выглядеть так:

image
Рисунок 4. Готовые платы - верх.

image
Рисунок 5. Готовые платы - низ. 

Сборку следует производить в соответствии с приведенной монтажной схемой. 

image

Рисунок 6. Схема монтажа - верх.

image
Рисунок 7. Схема монтажа - низ.
Монтаж платы доступен радиолюбителю, имеющему минимальный опыт работы с SMD-компонентами. Собственно, сама сборка достаточно проста и займет не более часа. Жало паяльника затачивается на пирамидку (угол 30 градусов) для облегчения доступа к точкам пайки. Флюс желательно использовать неактивный сгущенный спирто-канифольный, который капельками наносится на контактные площадки. Припой - импортный трубчатый диаметром 0,5…1 мм с флюсом. 

Первой паяется сторона светодиодов. Обратите внимание, что светодиод AL1 развернут на 180 градусов по отношению к остальным девяти светодиодам. Во вторую очередь паяются SMD резисторы и конденсаторы с другой стороны платы. После пайки SMD-компонентов плату следует промыть изопропиловым спиртом, а затем тщательно проверить качество монтажа и правильность сборки (номиналы резисторов и полярность конденсаторов), потому что после пайки микросхемы доступа к этим элементам уже не будет. 

image
Рисунок 8. SMD-монтаж - верх.
image

Рисунок 9. SMD-монтаж - низ.

Все в порядке? Тогда впаиваем микросхему и к контактным площадкам подпаиваем провода – красный к плюсу, черный к минусу.


Рисунок 10. Сборка платы - верх.
На другом конце провода монтируется контактная фишка. Возможно, пластик на ней придется аккуратно подрезать, чтобы обеспечить "стыковку" индикатора с приемником (индикатор включается в свободное гнездо приемника, либо через Y-кабель). Настройки индикатор не требует. Сейчас (до затяжки в термоусадку) его можно подключить к приемнику для проверки. Еще лучше воспользоваться блоком питания с возможностью регулировки напряжения. В этом случае процесс проверки станет гораздо увлекательнее. Возможно, что после этого вам даже станет жалко ставить индикатор на самолет. На плату натягиваем прозрачную термоусадочную трубку и прогреваем горячим воздухом из фена. Термоусадка дополнительно зафиксирует провода в точках пайки. 


Рисунок 11. После затяжки - верх. 


image
Рисунок 12. После затяжки - низ. 

Теперь можно приступать к безжалостной эксплуатации изделия.

http://www.rcdesign.ru/articles/electronic...ttery_indicator



Источник: http://vrtp.ru/index.php?act=categories&CODE=article&article=2588
Категория: Борт. сеть | Добавил: brys99 (11.11.2011)
Просмотров: 7505 | Теги: Индикатор состояния бортового питан | Рейтинг: 4.5/2


Всего комментариев: 0

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024