ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ БОРТ-СЕТИ НА ТРЕХЦВЕТНОМ СВЕТОДИОДЕ
Отечественные светодиоды КИПДЗЗА-М и КИПДЗЗБ-М интересны тем, что представляют собой сборку из трех светодиодов, - красного, зеленого и желтого цвета свечения, выполненную в одном прозрачном корпусе диаметром 9 мм. Такие светодиоды удобны для использования в различных индикаторах состояния, например, в индикаторе напряжения бортовой сети автомобиля, - при пониженном напряжении (разряжена батарея или оборван ремень генератора) светодиод горит красным цветом, при нормальном уровне напряжения, - зеленым, а при повышенном напряжении (неисправность генератора, реле) - желтым цветом. На рисунке показана схема такого индикатора. Роль компараторов, измеряющих напряжение в борт-сети, выполняют элементы D1.1 и D1.3. Можно сказать, что схема измеряет отрицательное напряжение относительно положительного общего. Это пришлось сделать, чтобы было удобнее подключить светодиод HL1, у которого общий катод. При правильной регулировке подстроечных резисторов R1 и R2, если напряжение в борт-сети ниже 11,5V напряжение на входах D1.3 имеет уровень логической единицы.
На выходе D1.3 возникает логический ноль, что приводит к открыванию VT3 и свечению HL1 красным цветом. Если напряжение выше 14,5V, отрицательное напряжение, поступающее на схему становится больше и на входах D1.1 устанавливается напряжение уровня логического нуля и на выходе D1.2 - ноль. Открывается VT1 и загорается желтый цвет. Если, же напряжение где-то между 11,5V и 14,5V, то на входах D1.4 будут единицы, а на его выходе ноль, что приведет к открыванию VT2 и свечению зеленого цвета.
Налаживание - подстройка R2 при напряжении 11,5V и R1 - при напряжении 14,5V.
Радиоконструктор 4-2005