ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ "СТОП-СИГНАЛЫ"
Многие автолюбители оснащают свои
автомобили дополнительными "Стоп-сигналами", — дополнительными фонарями,
которые устанавливаются за задним стеклом и дублируют штатные лампы стоп-сигналов
автомобиля. Большинство этих устройств только дублируют стоп- сигналы автомобиля
— включаются и выключаются одновременно с ними. Более редки электронные стоп- сигналы,
представляющие собой корпус, в котором расположен набор электроламп, переключаемых
при помощи электронного устройства.
В результате, при начале торможения загорается одна лампа, а затем, как-бы полоска света, удлиняется
в результате последовательного зажигания остальных ламп. При отпускании
педали тормоза лампы, также последовательно гаснут.
Принципиальная
схема одного из таких самодельных устройств показана на рисунке 1. Устройство имеет
плоский черный корпус с узким и длинным светофильтром красного цвета (используется
корпус от простого дополнительного фонаря турецкого производства). В этом корпусе
вряд устанавливается семь сигнальных ламп, в такой последовательности (слева на
право) ; Н7, Н5, НЗ, Н1, Н2, Н4, Н6. В момент нажатия на педаль тормоза поступает
напряжение на штатные лампы стоп-сигналов автомобиля, и одновременно на лампу Н1,
которая загорается сразу-же. В этот момент начинает заряжаться конденсатор С1 через
резистор R1, и как только напряжение на С1 достигнет
единичного логического уровня, единичный уровень установится на выходе элемента
D1.2. При этом отроется транзисторный
ключ на VT1 и VT2 и включатся две лампы Н2 и НЗ.
Произойдет это через некоторое
время после включения лампы Н1, которое зависит от параметров RC-цепи R1С1.
Далее, единица с выхода D1.2 через резистор R2 поступит на конденсатор С2, и он начнет заряжаться. Как
только он зарядится до напряжения единичного логического уровня, единица появится
на выходе D1.4 и откроется
транзисторный ключ на VT3 и VT4, а следовательно, включатся лампы Н4 и Н5. Это произойдет
через некоторое время после включения ламп Н2 и НЗ, которое определяется параметрами
цепи R2C2.
Затем, единичный уровень поступает
на R3, и начинает заряжаться СЗ, как только
он зарядится до единичного уровня единица установится на выходе D1.6 и откроются транзисторы VT5 и VT6, включатся лампы Н6 и Н7.
Таким
образом, при нажатии на педаль тормоза зажигается сразу же лампа Н1, затем с некоторой
задержкой Н2 и НЗ, затем Н4 и Н5, и в конце концов Н6 и Н7. При отпускании педали
тормоза сначала гаснет Н1, затем Н2 и НЗ, затем Н4 и Н5, и в последнюю очередь гаснет
Н6 и Н7.
Подключается
устройство при помощи трех гибких проводов, на два поступает питание от бортсети, и на
один поступает напряжение от штатных ламп автомобиля.
Возможно
упрощенное подключение, при котором используются только два провода, но схема работает
немного иначе : при нажатии на тормоз лампы загораются последовательно, но при отпускании
гаснут все сразу. В этом случае нужно точки "масса" и "+12V"
подключить параллельно штатным лампам стоп-сигнала,
а точку соединения R1 и Н1 подключить
к точке "+12V".
При этом питание на схему будет подаваться
только при нажатии на педаль тормоза. Эффект будет хуже, но не прийдется тянуть
провод через салон к плюсу борт-сети.
Что
касается деталей, номиналы всех резисторов и конденсаторов могут отличаться в достаточно
больших пределах (до 30% и более). Конденсаторы должны быть на напряжение не менее
16В.
Время
задержки включения ламп можно установить "по вкусу" подбирая номиналы
соответствующих RC-цепей,
проще — резйсторов R1-R3, но возможно и конденсаторов С1-СЗ.
Лампы
— сигнальные автомобильные, такие как в задних фонарях автомобиля, или другие аналогичные.
Алексеев В.