Предлагаемый мною самодельный прибор позволяет контролировать напряжение в бортовой сети автомобиля. В частности, о том, что все в порядке - аккумулятор заряжен и выдает положенные ему 12-14,8 В, сигнализирует индикатор зеленого свечения. При пониженном напряжении загорается желтый, а при повышенном — красный светодиод. Принципиальнаи электрическая схема и топология печатной платы самодельного устройства для контроля за напряжением в бортовой сети автомобиля | |
Принципиальная схема прибора достаточно проста, не содержит в себе дорогих или дефицитных радиодеталей и потому доступна даже начинающим радиолюбителям. Все постоянные резисторы в ней - типа МЛТ-0,125 или аналогичные. В качестве подстроечных элементов рекомендуется использовать СПЗ-196, а в роли конденсатора - К50-35. Микросхема К1401УД2А может быть заменена на импортную LM324N. Вместо стабилитрона Д818Д подойдут Д814В или Д814Г. Еще больший простор - при выборе диодов VD2-VD5. Сгодятся любые малогабаритные импульсные аналоги кремниевого КД522Б, рассчитанные на прямой ток не менее 50 мА. Есть из чего выбирать и светодиоды. Тем более среди импортных, имеющих, как правило, большую яркость свечения. Налаживание прибора особой сложностью не отличается. Подав на схему контрольное напряжение 11 В (например, от регулируемого блока питания), подстроечным резиртором R3 зажигают желтый HL3. Затем, постепенно увеличивая U-контр. до 12 В передвижением ползунка резистора R2, добиваются индикации зеленого HL2. При этом светодиод HL3 гаснет. Потом переходят к индикатору красного свечения. Увеличивая подстроечным резистором R1 контрольное напряжение до 14,8 В, зажигают светодиод HL1. При этом HL2 должен погаснуть. Конденсатор С1 сглаживает пульсации, а диод VD5 предохраняет прибор от ошибочного подключения к напряжению иной, чем предусмотрено схемой, полярности. |