Многие автомобили прежних лет выпуска имеют простой регулятор скорости работы двигателя стеклоочистителя на два положения "быстро-медленно". Более удобен в работе блок, предлагаемый в этой статье. Он обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение 1...4 с (1-3 цикла работы щеток). Паузу между циклами можно регулировать от 0 до 20 с переменным резистором, устанавливаемым на передней панели. Рассмотрим работу блока на рисунке.
Времязадающий узел собран на таймере DA1. Таймер генерирует импульсный сигнал с независимой регулировкой длительности импульса с помощью подстроенного резистора R1 (двигатель стеклоочистителей работает) и паузы переменным резистором R2 (двигатель стеклоочистителей не работает). При включении блока штатным выключателем, установленным на приборной панели автомобиля, через R3, VD1 и R1 начнет заряжаться конденсатор С2. Сразу после подачи напряжения питания на выходе таймера DA1 устанавливается высокий уровень напряжения. Транзистор VT1 открыт, и цепь питания двигателя стеклоочистителей замыкается. Внутренняя схема таймера построена так, что после зарядки конденсатора С2 до 2/3 напряжения питания на выходе таймера напряжение уменьшается практически до нуля, и транзистор VT1 закрывается. Двигатель же остановится после возвращения щеток в исходное состояние. Седьмой вывод таймера - это выход открытого коллектора транзистора. Резистор R3 - нагрузка этого транзистора. Его эмиттер соединен с "землей". Когда таймер переключается, с внутреннего триггера ИМС на базу этого п-p-n транзистора приходит положительный сигнал, и он открывается. В результате напряжение в точке "А", близкое к нулю. Конденсатор С2 начинает разряжаться через R2, VD2 и транзистор микросхемы. Когда напряжение на конденсаторе уменьшится до 1/3 напряжения питания, таймер снова переключается в единичное состояние (вывод 3), и закрывается внутренний транзистор. Конденсатор С2 снова начнет заряжаться. Питание таймера и времязадающих цепей стабилизировано микросхемой DA2, чтобы временные параметры блока не зависели от бортового напряжения автомобиля. Конденсаторы С1, С4 обеспечивают нормальную работу этой ИМС, предупреждая ее самовозбуждение. Конденсатор СЗ снижает влияние помех на длительность формируемых импульсов. Диод VD3 необходим для защиты транзистора VT1 от ЭДС самоиндукции обмотки двигателя, возникающей при ее коммутации. Резистор R4 задает базовый ток транзистора VT1 на уровне 50...70 мА. Нагрузочная способность выхода 3 DA1 -100 мА, так что при отсутствии составного транзистора VT1 его можно заменить электромагнитным реле. При этом диод VD3 не понадобится.
Детали. Транзистор VT1 может быть с любым буквенным индексом. Диоды VD1, VD2 любые кремниевые малогабаритные, диод VD3 серий КД213, КД2999, КД2997 с любым буквенным индексом. Конденсатор С2 желательно типа К52, К53. Это долговечные конденсаторы с малыми токами утечки, но, так как они обычно имеют малые емкости, то конденсатор С2 можно составить из двух, включив их параллельно. Остальные конденсаторы любые керамические малогабаритные. Постоянные резисторы типов С2-33, МЛТ, переменный СПЗ-30а, подстроенный СПЗ-38б или СПЗ-38д.
Конструкция. Блок собран на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Рекомендуется от блока сделать провода длинной 7 см, зачистить их на длину около 2 см, а потом соединить их с автомобильными проводами методом скрутки с последующей изоляцией. Диод VD3 необходимо располагать над транзистором VT1 изолирующей стороной его корпуса к транзистору. Устройство устанавливают на автомобиле под приборной доской. После этого подстроенным резистором R1 выставляют количество циклов работы щеток от 1 до 3.
Электрик №5 2000г стр. 28