Большинство современных автомобилей не оборудованы цифровым вольтметром, что не дает возможности следить за состоянием напряжения бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи не дает точного представления о напряжении в сети, и степени заряженности батареи, а только информирует водителя о неполадках в системе электроснабжения автомобиля. Измерение напряжения батареи при выключенном двигателе, позволяет определить степень ее заряженности после длительной стоянки автомобиля.
Вольтметр, схема которого представлена на рис.1, измеряет напряжение на борту автомобиля в процессе эксплуатации. В основе прибора лежит АЦП с разрешенной способностью 10 бит на 8 каналов, реализованный на микроконтроллере DD1, который преобразовывает аналоговую форму напряжения в цифровую и выводит его на трехразрядный семиэлементный индикатор HG1-HG3. Измеряемое постоянное напряжение поступает на аналоговый вход AN3 микроконтроллера через делитель, реализованный на резисторах R1, R2. Для соответствия напряжения масштабу индикации дисплея, параллельно построечному резистору R2, включен резистор R3. Конденсатор С5 защищает аналоговый вход AN3 от возможных импульсов перенапряжения, статического электричества. Линии микроконтроллера RA0 RA1 RA2 подключены к соответствующим элементам индикации, а линии RC0 – RC5 и RA5 портов вывода данных, по команде из соответствующего порта, включают и выключают элементы индикации HG1 – HG3.
Питание вольтметра производится от стабилизатора напряжения DA1.
Яркость свечения индикаторов HG1 – HG3 устанавливается подборкой резисторов R7 – R9.
Индикаторы HG1 – HG3 могут иметь любую высоту символа и цвет свечения, но обязательно должны быть с общим анодом, и прямым током не более 20 мА. Вместо указанных на схеме элементов индикации HG1 – HG3 можно применить один на три цифры типа BA56-12.
Микросхема DA1 может бить заменена на КР 142ЕН5А, КР 142 ЕН5В, 78М05.
Транзисторы ВС557 можно заменить отечественными КТ 3107Б.
Все детали вольтметра, кроме элементов индикации, размещены на плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита, толщиной 1.5 мм. Чертеж платы показан на рис.2. Элементы индикации находятся на отдельной плате, монтаж которой выполнен навесным монтажом. Плата вольтметра соединена с платой входами индикатора при помощи проводников. Плата под индикатор разводится индивидуально в зависимости от типа и размеров индикатора.
Налаживание устройства начинают с подключения контрольному вольтметру, предварительно подав на вход схемы контрольное напряжение в пределах 1-15 В. Если схема собрана правильно, индикаторы должны засветится, и показать величину напряжения. Изменяя сопротивление построечного резистора R2, добиваются требуемой точности индикации напряжения на шкале вольтметра, которое должно точно соответствовать показаниям контрольного прибора.
Устройство помещено в пласмасовый корпус рис. 3, и приклеено двусторонним скотчем к панели приборов, в удобном месте рис.4.
Контакт 1 разъема XP1 подключаю непосредственно к цепи, напряжение в которой появляется при включении зажигания. Можно подключить его непосредственно к замку зажигания или к соответствующему проводу в монтажном блоке.
Исходник, прошивку и файл печатной платы в формате LAY
скачать