Так называемые бортовые системы контроля (БСК) до сих пор, к сожалению, не получили широкого распространения даже на иномарках, не говоря уж об автомобилях России и других стран СНГ. Одним из наиболее ответственных параметров, слежение за которым обычно поручают БСК, является температура жидкости в системе охлаждения двигателя автомашины. Ведь не секрет, что внезапное нарушение герметичности системы охлаждения неизбежно приводит, по меньшей мере, к частичному вытеканию тосола. В результате этого температура охлаждающей жидкости резко возрастает, а степень охлаждения цилиндропоршневой группы столь же резко ухудшается. Все это способно, в конечном итоге, привести к недопустимому перегреву деталей двигателя и даже к серьезным поломкам вследствие заклинивания. Однако следить непосредственно за температурой тосола не очень-то удобно. Дело в том, что "температурная" электроника требует, во-первых, преобразования плавно меняющегося аналогового сигнала - информации о температуре - в скачкообразный (дискретный) пороговый сигнал. Во-вторых, порог срабатывания сигнализатора по температуре приходится кропотливо подбирать, причем непосредственно на автомобиле, по многу раз меняя температуру тосола за счет пуска двигателя и последующего его естественного охлаждения {а оно, как известно, идет, крайне медленно, в особенности в жаркую летнюю пору). Кроме того, нет никакой гарантии, что уже во время экспериментов по перегреву двигателя вы не выведете его из строя! Наконец, одна из наиболее вероятных первопричин резкого перегрева двигателя обычно лежит в полном или частичном сливе тосола. (Вторая причина обычно кроется в отказе электровентилятора или температурного датчика ТМ108.) И потому слежение за аварийным повышением температуры в системе охлаждения целесообразно заменить контролем аварийного падения уровня охлаждающей жидкости. А вот следить за этим уровнем удается не только значительно проще, но и, главное, существенно оперативнее. Ранее было описана любительская конструкция оптического сигнализатора уровня охлаждающей жидкости. Этот сигнализатор содержит два светодиода, один из которых загорается, если уровень слишком низок, другой - если уровень чересчур высок. Также известна самоделка, в которой уровни индицируются по принципу светофора: красный (уровень мал), желтый (уровень велик), зеленый (уровень в норме). Однако для аварийного падения уровня достаточно использовать лишь один красный светодиод. Более того, во время интенсивного городского движения водителю, как правило, не хватает времени следить даже за основными контрольными приборами и сигнализаторами, не говоря уж о какой-то слабенькой "лампочке". Вот почему вместо оптического сигнализатора имеет смысл использовать звуковой. Схема на рисунке.
Она состоит из простейшего сигнализатора, содержит всего одну цифровую микросхему (DD1). Так, на ее логических элементах DD1.1, DD1.2, конденсаторе С2 и резисторе R3 собран генератор прямоугольных импульсов инфразвуковой частоты (около 2 Гц, что соответствует периоду повторения импульсов 0,5 с). А вот на элементах DD1.3, DD1.4, резисторах R4, R5 и пьезоэлектрическом излучателе НА1 построен автогенератор звуковой частоты (порядка 2000 Гц - писк "средней" тональности). Контакты В1 и В2 датчика уровня помещены в расширительный бачок (около заливочной горловины), причем контакт В2 расположен снизу бачка, а В1 — сверху (на уровне тосола, который считается нормальным). Сопротивления резисторов R1 и R2 выбраны так, что при нормальном уровне (и чуть выше него) инфразвуковой генератор заторможен в состоянии, при котором на выходе элемента DD1.1 присутствует высокий уровень, а на выходе DD1.2 — низкий. Вследствие этого заторможен и автогенератор (на выходе DD1.3 высокий уровень, а DD1.4 -низкий), поэтому излучатель НА1 не звучит. Когда же уровень снижается ниже нормального и контакт В1 обнажается, примерно спустя 1 с конденсатор С1 заряжается (через резистор R1), начинает работать не только инфразвуковой генератор, но и звуковой автогенератор. Частота последнего определяется собственной частотой механического резонанса излучателя ЗП-1 (чуть выше 2000 Гц). Однако, благодаря действию инфразвукового генератора, этот автогенератор звучит не постоянно, а прерывисто: 0,25 с - звук, 0,25 с - пауза. Задержка (на 1 с) срабатывания обоих генераторов устраняет ложные "попискивания", происходящие (без конденсатора С1) из-за колебания уровня тосола при разгонах и торможениях автомобиля, на крутых виражах, а также при движении по неровной дороге. Чтобы предотвратить возможный электрический пробой верхнего (по схеме) входа элемента DD1.1 импульсным напряжением (при неудачном способе прокладки провода к контакту R1 датчика уровня), наводимым от системы зажигания, конденсатор С1 рекомендуется зашунтировать керамическим или металлобумажным конденсатором емкостью не менее 0,1 мкФ. Питается устройство от бортовой сети 12 В через простейший параметрический стабилизатор, содержащий токоограничительный резистор R6, стабилитрон VD1, а также сглаживающий фильтр СЗС4, причем конденсатор С3 гасит высокочастотные пульсации в цепи питания микросхемы DD1, а С4 - низкочастотные. Контакты В1 и В2 датчика уровня охлаждающей жидкости изготавливают из коррозионно-стойкого материала (например, нержавеющая сталь 08Х18Н10Т, нихром, хромаль, хромель, титан марки ВТ1 -0, ВТ1-00, ВТ1-1 и т.п.). Так как через контакты В1 и В2 протекает постоянный ток, но ток этот крайне мал (не более 40 мкА), электрохимическую коррозию можно не принимать во внимание. С другой стороны, потребляемый устройством в дежурном режиме ток (при напряжении в бортовой сети 12 В) не превышает 3 мА и расходуется, главным образом, на питание стабилизатора. Если же применить автономное питание (исключив резистор R8 и стабилитрон VD1) от 9-вольтовой батареи "Крона", "Корунд" или "Ореол", потребляемый ток составит примерно 35 мкА, что соизмеримо с током саморазрядки такой батарейки. Налаживание сигнализатора состоит в подборе сопротивления резистора R2. Его подбирают таким, чтобы нужный уровень тосола регистрировался четко, в то же время остатки охлаждающей жидкости на контакте В1 после понижения уровня не блокировали срабатывания сигнализатора. Если необходимо, подбирают оптимальное сопротивление резистора R4 по максимальной громкости звучания излучателя НА1. Скорость прерываний звукового сигнала легко повысить (понизить), уменьшая (увеличивая) сопротивление резистора R3 либо конденсатора С2. Микросхему К561ЛА7 (DDl-4 можно заменить на КМ1561ЛА7, К176ЛА7 или 564ЛА7. Оксидные конденсаторы (С1, С4} обязательно должны быть холодностойкими - серий ЭТО, К52, К53, остальные (С2, C4 - любые керамические или металлобумажные. Все резисторы (R1-R6) типа МЛТ-0,125, ОМЛТ-0,125 или ВС-0,125. Стабилитрон КС510А (VD1) можно заменить любым средней мощности с напряжением стабилизации от 7,5 до 10 В.
Радиоаматор №8 1999г стр. 37