4-ПОЛОСНЫЙ НЧ-ЭКВАЛАЙЗЕР
Наиболее
часто встречающаяся и наиболее широко используемая обработка звуковых сигналов
— это обработка, связанная с изменением их тембра. Сегодня часто можно встретить
радиолюбителей, имеющих встроенный в трансивер или расположенный за его пределами
эквалайзер — устройство, способное выравнивать амплитудно-частотную характеристику
канала передачи сигнала (англ equalize — уравнивать equalizer — уравниватель, компенсатор).
Речь
не идет о выравнивании АЧХ в буквальном смысле слова и идентичности амплитуды сигнала
во всем спектре частот микрофонного усилителя, поскольку в этом нет необходимости. Создание необходимой АЧХ микрофонного тракта, способной резко повысить удобочитаемость
сигнала — вот в чем состоит задача.
Эквалайзер
— это регулятор частотной характеристики, который позволяет как исправлять некачественное
звучание, так и создавать совершенно новую АЧХ в соответствии с необходимостью.
Простейший
пример эквалайзера — это обычные пассивные регуляторы тембра высоких, низких, а
иногда и средних частот Регуляторы тембра — крайне примитивный вид эквалайзера,
так как они состоят лишь из двух или трех управляемых фильтров. В связи с простотой
конструкции, фильтры, входящие в состав регуляторов тембра, обычно соединяют между
собой последовательно
Современная
элементная база позволяет использовать более совершенные устройства, собранные
на активных элементах. Речь идет об активных полосовых фильтрах на ОУ. Следует отметить,
что чем больше фильтров, тем сильнее можно изменять АЧХ Обычно их применяют 8-10.
Все типы эквалайзеров могут быть изготовлены по двум сильно различающимся между собой
принципам построения — по последовательной или параллельной схеме. В последовательной
схеме сигнал
проходит все элементы и узлы схемы
независимо от того, будет ли данная часть спектра сигнала изменяться в этом каскаде,
или нет. В параллельной схеме входной сигнал разделяется набором параллельно включенных
фильтров на ряд частотных полос, выходные сигналы которых затем складываются со
входным сигналом или вычитаются из него.
Параллельное
соединение фильтров в регуляторе тембра, в отличие от последовательного, позволяет
уменьшить фазовые искажения, вносимые эквалайзером в сигнал. Особенно это важно
при 10 или 32 полосах графического эквалайзера, где приемлемым оказывается только
параллельное соединение фильтров.
Существуют
два принципиально различных типа эквалайзера — графический и параметрический.
Графический
эквалайзер — это, в сущности, одна из разновидностей темброблоков, сконструированных
для регулирования тембра на нескольких фиксированных частотах. Органы управления
им выполнены в виде движковых регуляторов, благодаря чему положение их ручек как
бы отображает АЧХ устройства в графическом виде, откуда и произошло само название. В эквалайзерах этого типа можно регулировать только величину подъема и завала
АЧХ, остальные параметры определяются схемотехникой, и изменять их невозможно.
Параметрический
эквалайзер обладает наибольшей гибкостью своих регулировок.Он позволяет управлять
не только коэффициентом усиления фильтра, но и его средней частотой, а также добротностью
(шириной регулируемой полосы). Параметрический эквалайзер, таким образом, имеет
для каждой полосы регулирования по три органа управления — по числу устанавливаемых
параметров. Таким образом, если в эквалайзере на каждую полосу регулирования приходится
по три ручки управления, то это параметрический эквалайзер.
Как
и графические, параметрические эквалайзеры также могут быть выполнены по параллельной
или последовательной схеме. Диапазоны изменения параметров в параметрическом эквалайзере
достигают значительных величин.
Полупараметрический
эквалайзер применяется иногда в микшерных пультах. Он позволяет управлять коэффициентом
усиления фильтра и его средней частотой. Отличается он от параметрического тем , что
не имеет возможности изменения добротности эквалайзера, те ширины полосы захватываемых
им частот.
Параграфический
эквалайзер — это гибрид параметрического и графического эквалайзеров. Собственно
это многополосный параметрический, но имеющий конструктивное исполнение регуляторов
подъема/спада АЧХ как у графического, с потенциометрами в виде движков. Благодаря
своим огромным возможностям, параграфический эквалайзер позволяет получать практически
любые виды АЧХ. Из-за своей сложности и высокой стоимости этот вид эквалайзера не
получил большого распространения, однако выпускается некоторыми производителями.
Применение эквалайзера
В любительской
радиосвязи эквалайзер часто применяют как внешнее устройство и устанавливают его
между микрофоном и балансным модулятором трансивера. Использовать же в этом случае
встроенный в трансивер микрофонный усилитель не следует, т к он является устройством
более низкого класса.
В подавляющем
большинстве случаев эквалайзер применяют для того, чтобы скорректировать АЧХ микрофонного
усилителя, которая не соответствует определенным требованиям. Это вовсе не означает,
что, подключив капсюль типа ДЭМШ или какой-нибудь случайный микрофон, мы добьемся
исключительного качества. Вспоминается правило, которое гласит "Лучше вычитать,
а не добавлять'.
Речь
идет о следующем реально, возможности эквалайзера и результат регулировки напрямую
зависят от широкополосности входного сигнала, способности микрофона воспроизвести
частоты, имеющиеся в голосе оператора. Приветствуется применение широкополосных
студийных или вокальных микрофонов, имеющих более широкую частотную характеристику.
Из более широкого спектра частот легче создать необходимую АЧХ микрофонного тракта.
Существует
такое понятие как индивидуальные настройки, учитывающие многие факторы, например,
голос оператора, тип применяемого микрофона, ширину полосы фильтра и частоту опорного
генератора в SSB-формирователе
трансивера. Тем не менее, неплохой стартовой точкой могут быть установки в эквалайзере,
когда поднимают амплитуду, составляющую спектр низких и высоких частот, в то время
как средние частоты "заваливают" примерно на 6 8 дБ.
Часто
заводские устройства, например, десятиполосный графический эквалайзер "Феникс
Э 009С" львовского производственного объединения ФТА и другие, не имеют предварительного
каскада усиления для микрофона, поскольку предназначены для работы в составе микшерных
пультов или других устройств, обеспечивающих предусиление. В этом случае рекомендуется
использовать непосредственно микшерный пульт или изготовить микрофонный усилитель
с достаточно широкой АЧХ, включив его на входе эквалайзера, а на выходе — установить
широкополосный эмиттерный повторитель для согласования с низким входным сопротивлением
балансного модулятора. Слово "широкополосный" не должно настораживать. Профессиональные эквалайзеры часто охватывают диапазон 20...20000 Гц. Любительские
эквалайзеры иногда перекрывают более узкий спектр —100...8000 Гц. Широкополосные
микрофоны имеют диапазон частот 20...20000 Гц, хотя чаще встречаются имеющие полосу
50...15000 Гц.
Итак,
с помощью регулирующих элементов эквалайзера мы создаем ту АЧХ, которая необходима
для конкретных условий связи, будь то DX QSO или местная связь. Всем известно,
как трудно работать в pile up, имея студийный сигнал, и, поверьте, слушать своего собеседника
с пробивным тестовым сигналом при местных связях очень утомительно. Сделать сигнал
универсальным поможет эквалайзер.
Ознакомившись
с общими понятиями и различными типами эквалайзеров, предлагаю рассмотреть практическую
конструкцию 4-полосного эквалайзера (рис.1), которую автор использует в течение
нескольких лет.
Устройство
представляет собой сборную конструкцию.
Входная
часть схемы, т.е. предварительный усилитель, соответствует самым высоким требованиям.
Искажения и шумы — на уровне теоретического минимума. Максимальное усиление —
1000 раз (60 дБ). Абсолютная стабильность к ВЧ-наводкам.
На
роль предварительного каскада отбирались десятки схем. Они изготавливались, снимались
их характеристики — и, увы, убирались в сторону.
После
тщательного отбора выбор пал на этот предварительный МУ, который оказался лучшим.
Входное сопротивление каскада — низкое. Рекомендуется применять микрофоны с номинальным
сопротивлением 150...600 Ом. Вход симметричен, что предполагает применение микрофонов
с симметричной запиткой — МД80, МД380, BehringerXM8500, Shure SM58 или подобных. Они, как правило,
имеют обозначение полярности выводов, как hot (+ve) и cold (-ve). На принципиальной схеме имеются аналогичные обозначения,
так что при подключении симметричного микрофона полярность должна быть соблюдена.
К сожалению,
хотя микрофоны МД80 и МД380 и являются микрофонами симметричного типа, обозначение
полярности на них отсутствует.
При
подключении микрофона удобно использовать разъем и ответную часть — штекер типа
"Стерео", применяемые в аппаратуре звукозаписи . Применяют микрофонный
кабель, где имеются две центральные жилы и оплетка.
Распаяв
сигнальную пару, следует обратить внимание на правильность подключения оплетки.
Оплетка экранированного кабеля распаивается таким образом, чтобы она проходила
через разъем и подключалась к общему проводу "Ground" непосредственно на плате эквалайзера. При использовании
другого типа разъемов следует исключить контакт оплетки кабеля с шасси устройства
на микрофонном разъеме.
Разъем
является только переходным устройством как для сигнальной пары, так и для оплетки.
При
работе с несимметричным микрофоном (непопулярная мера, имея симметричный вход
в МУ, применять несимметричный микрофон) вход, обозначенный на принципиальной схеме
как cold (-ve), автоматически закорачивается на общий провод платы через
штекер при его распайке. Выглядит это так: на штекере контакт hot (+ve) используют как сигнальный, a cold (-ve) соединяют с контактом "Ground". Штекер вставляют в разъем, и, таким образом, вход схемы
cold (-ve) оказывается на общем проводе "Ground"
печатной платы.
Альтернативный
вариант — использование штекера "Mono", при том , что микрофонный разъем на передней панели по-прежнему
остается типа "Стерео".
Потенциометр
VR1 "Микрофон" определяет
усиление предварительного усилителя. Правильно будет рассматривать его не как потенциометр,
регулирующий усиление, а скорее как аттенюатор. С его помощью устанавливают уровень
сигнала на входе микросхемы DA2 КР544УД1А, равный 250 мВ. Необходим именно такой уровень,
чтобы "оторваться" от шумов последующего тракта. На передней панели эквалайзера
делается отметка, которая соответствует этому уровню для конкретного микрофона.
Потенциометр
VR1 имеет функциональную характеристику
вида В (Василий), т.е. обратно логарифмическую (показательную) зависимость от
угла поворота. Не путайте с английской буквой В (Bravo). Можно применить с буквой Б (Борис) — с логарифмической
зависимостью. Однако если вы не намерены постоянно вращать этот потенциометр,
меняя различные типы микрофонов, то подойдет и с характеристикой А (Анна), т.е.
имеющий линейную зависимость.
Некоторые
фирмы-производители в Англии, Японии выпускают потенциометры, где линейная зависимость
обозначается буквой В (Bravo), а логарифмическая
— A (Alfa), т.е. иначе,
чем у нас. При покупке потенциометров рекомендуется пользоваться тестером для определения
их функциональной характеристики.
Высокие
параметры предварительного МУ достигаются за счет применения высококачественных
малошумящих транзисторов 2N4403 и ВС549. Именно эта пара, а не
другая, и не какой-либо один транзистор обеспечивает очень высокие параметры схемы.
Эти транзисторы не являются
дефицитными, поэтому не следует искать им замену.
В качестве
DA1 применяется малошумящий операционный
усилитель TL071 хотя без заметного
ухудшения качества можно применить и TL081.
Каскады
на ОУ DA2 — буфер и DA3, DA4—темброблок, заимствованы из схемотехники старого микшерного
пульта "Сонор М-08-3" и, на мой взгляд, являются примером очень хороших
схемных решений.
К сожалению,
на готовом изделии не были указаны точные частоты регулировки эквалайзера, а лишь
обозначены как Высокие, Средние-2, Средние-1, Низкие. Эквалайзер имеет два выхода. Один, с выходным сопротивлением 47 кОм, предназначен для стыковки с другими внешними
блоками обработки звука, входное сопротивление у которых порядка 47 кОм. Автор применял
цифровой ревербератор "Электроника РЦ-02", с выхода которого сигнал через
эмиттерный повторитель подавался на балансный модулятор трансивера.
Второй,
с выходным сопротивлением 620 Ом, используется для подачи сигнала непосредственно
на БМ.
Низкоомный
выход достигается за счет применения эмиттерного повторителя VT5 (КТ361Г).
VR7 "Выход" обеспечивает необходимый уровень сигнала
на выходах эквалайзера.
Потенциометры
VR2 VR7 имеют характеристику
вида А.
Конструктивно
на край печатной платы, на ее диэлектрическую часть закрепляется дюралевый уголок с просверленными
отверстиями для потенциометров, который не должен быть связан с общим проводом
печатной платы эквалайзера. Затем вставляют все (VR1 VR7) потенциометры, которые, в свою очередь, также вставляют
в отверстия на передней панели эквалайзера и закрепляют гайками крепления. Конденсаторы
С7,
С9, СЮ, С11, С12, С14, С15 — К73 (пленочные), С8,
С13 — КД (керамические дисковые), С6
— К10 (керамический) Все резисторы в конструкции — типа OMJ1T, желательно, с расбросом по номиналу не более 5%.
Для
соблюдения симметрии схемы резисторы, имеющие одинаковые номиналы, в предварительном
каскаде МУ подбирают по минимальному разбросу друг к другу.
Индивидуальные настройки.
Микрофон
— МД380А. VR1 "Микрофон"
— 80% (до уровня 250 мВ на входе DA2), VR2 "Усиление" — 90%, VR3 "Высокие" —100%, VR4 "Средние 2" — 100%, VR5 "Средние 1" — 50%, VR6 "Низкие" —100%, VR7 'Выход" (в положении "Выход 620 Ом") —
80% (в процентах дано положение движка потенциометра при вращении по часовой стрелке).
Для
питания эквалайзера необходим двухполярный стабилизированный блок питания напряжением 15 В и током
до 100 мА.
Хотелось
бы добавить, что эквалайзер — это не панацея, а средство коррекции сигнала. Он может
удалить лишнее, но с его помощью крайне сложно добавить то, чего в тракте не было,
поэтому важно все и голос оператора, и частотный спектр применяемого микрофона,
и наличие самого эквалайзера.
Не
менее важный вопрос — правильность установки частоты опорного генератора в SSB-формирователе и ширина полосы применяемого
в нем фильтра Чем шире полоса фильтра на передачу, тем легче получить студийный
сигнал.
Хочу
поблагодарить Александра, EW1 РА, подарившего мне в свое время микшерный пульт
"Сонор М-08-3", что способствовало более детальному изучению данной темы.
Результатыследующие - микшерный пульт, после его глобального изучения и воссоздания принципиальной
схемы, был разобран на субблоки, бывшие в нем восемь 4-полосных речевых эквалайзеров
безвозмездно переданы другим радиолюбителям. Создан модернизированный 4-лолосный
эквалайзер сдостаточно высокими характеристиками.
Круг
любителей Audio расширяется Благодарю F4ECJ, Erie, G4VPC, Егпеу, G4EKL, Tony, EW1DM, Serge, RW3PS, Serge и особенно EW1RU, Yuri за конструктивное обсуждение тем, связанных с обработкой
звука
Печатную
плату размером 170x50 мм (рис.4, вид со стороны установки деталей и рис.5, со стороны
дорожек) разработал EW2CE, Александр Раильченко
И.Подгорный , EW1MM , г МИНСК .