В настоящее время электролвигатели очень часто составляют конкуренцию бензиновым двигателям
многих моделей автомобилей и самолетов. Этому способствовало снижение стоимости
и массо-габаритных показателей источников питания и эпектродвигателей для моделей. Большие потребляемые токи электропривода потребовали создания соответствующих
схем регуляторов.
Регупятор
для электродвигателей моделей
В настоящее время
электрооборудование большинства моделей потребляет ток до 40 А ("?"- составитель) - при напряжении
источника от 7,2 В до 19.2 В. Его обеспечивают от шести до шестнадцати NiCd или NiMn аккумуляторов.
Схема устройства
показана иа рис 1.
В качестве исполнительного устройсттва регуляторов
использованы шесть силовых полевых MOSFET транзисторов Т2...Т7 типа IRFZ44N. Их характерной особенностью
является очень маленькое
сопротивление силоьых каналов в состоянии проводимости - около 0,003 Ом. Недостатком является то. что для управления этими транзисторами требуется только
одна полярность напряжения. Это не позволяет создать простую схему с изменением
направления вращения, электродвигателей, но схема пригодна для использования без доработки для авиамоделей.
Управляющий сигнал
подается с ВС-приемника на контакты колодки К1. Транзистор Т1 через оптопару IC1 типа CN/17 изменяет напряжение на неинвертирующем входе операционного усилителя IC2-B типа LM358.
ОУ IC2-A используется как
генератор треугольного напряжения. Оно приложено на инвертирующий вход ОУ IC2-B. Эта микросхема сравнивает
его с напряжением на конденсаторе С5. Результатом сравнения
является PWM сигнал на выходе
микросхемы. Он используется для управления выхоцной силовой частью устройства.
Регулировкой величин подстроечных сопротивпений р1 и Р2 производят подстройку параметров генератора так,
гтобы обороты электропривода молели изменялись на 100% при изменении
управляющее сигнала на входе схемы рис. 1.
Для защиты силовых
полевых транзисторов от всплесков напряжения на входе из-за работы электродвигателей
модели, потребляющих значительные токи, используются CTa6илитроны и диоды DI...D14.
Напряжение питание
схемы подается к контактам колодки j1, а
исполнительный электродвигатель подключается к контактам колодки J2.
Микросхема IC1 типа 78LU5 является стабилизатором напряжения +5 В дли
питания управляющей части схемы.
Литература
1. Vykonovy
regulate ntotoruproPC ncdely//ArnaterskeГШЖ) -2010. №11 -S.18-19
Е.Л. Яковпев
г. Ужгород, Украина