Каталог статей


Выбранная схема!!!


169
Автомобильный тахометр на К100ЗПП1
Автомобильный тахометр на К100ЗПП1
Большинство современных автомобилей укомплектовано тахомет­рами, облегчающими правильный выбор передачи, что продлевает ресурс двигателя. Если на вашем автомобиле такого устройства нет, то его можно изготовить по предлагаемому описанию.
Схема тахометра приведена на рис. 1. Его основной особеннос­тью является использование микросхемы К1003ПП1, предназначен­ной для управления линейной шкалой из 12 светодиодов. В стандартном ва­рианте исполнения, описанном в [1], микросхема обеспечивает формирова­ние столбика из светящихся светодио­дов, длина которого пропорциональна входному напряжению.
Сигнал, частота которого пропорцио­нальна частоте вращения коленчатого вала двигателя, снимается с контактов прерывателя или с усилителя-формиро­вателя датчика Холла и через делитель напряжения R1R2 подается на вход триг­гера Шмитта DD1.1. Назначение тригге­ра и конденсатора СЗ — подавить импульсы дребезга на выходе преры­вателя, высоковольтные выбросы на обмотке катушки зажигания и приве­сти сигнал к стандартным уровням КМОП логики с нормальной крутиз­ной фронтов.
Выходной сигнал триггера Шмитта за­пускает ждущий мультивибратор на мик­росхеме DD2. В основном положении переключателя SA1 "6000" длительность импульсов, формируемых ждущим муль­тивибратором, составляет 2,5 мс. При скорости вращения 6000 об/мин часто­та импульсов для четырехцилиндрового двигателя составляет 200 Гц, период следования — 5 мс, скважность—2. Ин­тегрирующая цепочка R12C6 усредняет эти импульсы, и среднее напряжение на конденсаторе С6 составляет около 3 В. Это напряжение и подается на выв. 17
(UвХ) микросхемы DD2. При напряжении 3 В, поданном на выв. 3 (UB) этой мик­росхемы и определяющем масштаб ин­дикации, включены все 12 светодиодов HL1...HL12, формируя светящийся столбик.
При меньших оборотах двигателя скважность импульсов на выходе DD1 увеличивается, среднее напряжение на конденсаторе С6 уменьшается пропор­ционально оборотам, и высота столби­ка становится меньше. При остановлен­ном двигателе ни один светодиод не светится. "Цена деления" светодиодной шкалы — 500 об/мин.
Светодиоды целесообразно устано­вить разного цвета свечения. Напри­мер, если оптимальной работе двига­теля соответствуют 2000.. .4000 об/мин, светодиоды HL1...HL3 можно исполь­зовать желтые или оранжевые ("перей­ти на более низкую передачу"), HL4...HL8 — зеленые ("норма"), HL9...HL12 — красные ("перейти на более высокую передачу").
Для регулировки оборотов холостого хода переключатель следует установить в положение "1200". В этом случае дли­тельность формируемых импульсов уве­личится в 5 раз и составит 12,5 мс, а "цена деления" шкалы — 100 об/мин.
Микросхемы DD1 и DD2 тахометра пи­таются через интегральный стабилиза­тор напряжения DA1. Конденсаторы С1 и С2 обеспечивают устойчивость стаби­лизатора.
Ток через светодиоды, подключенные к микросхеме DA2 определяется напря­жением на ее выв. 2. В дневное время,
когда лампы подсветки панели прибо­ров выключены, на входах элемента DD1.2 присутствует лог. 0, на выходе — напряжение 6 В, на выв. 2 DA2 — око­ло 0,85 В, что задает ток в 25 мА через каждый светодиод. Вечером, при вклю­чении подсветки напряжение на выв. 2 уменьшается до 0,4 В, что уменьшает ток через светодиоды до 8 мА и, соот­ветственно, их яркость свечения.
Чертеж печатной платы тахометра приведен на рис. 2. В конструкции ис­пользованы постоянные резисторы МЛТ, подстроенные СПЗ-19а. Конденсатор С5 типа К73-17 на напряжение 250 В, С6— К50-16, остальные — КМ-5 и КМ-6. Мик­росхема DA1 —любой стабилизатор на­пряжения на 6 В, например, КР1157ЕН6 с любым буквенным индексом, КР142ЕН5Б(Г), КР1180ЕН6, 78L06,7806 [2]. Микросхему К561ТЛ1 можно заме­нить на КР1561ТЛ1, CD4093, CD4093B, а К1003ПП1 — на UAA180 или А277.
Светодиоды оранжевого свечения — АЛ307ММ (желтые обычно светятся слабее других), зеленые с повышенной яркостью — АЛ307НМ6, красные — АЛ307БМ. Выводы светодиодов согну­ты под углом 90°, а их оси направлены параллельно печатной плате. Размер светодиодов уменьшен до 5 мм при помощи напильника.
Переключатель SA1 — любой мало­габаритный тумблер, его следует уста­новить в непосредственной близости к печатной плате.
Неиспользуемые входы микросхем DD1 и DD2 подключены или к общему проводу или к цепи +6 В.
Наладка тахометра довольно проста. Вначале переключатель SA1 устанав­ливают в положение "6000", на вход та­хометра для имитации подключения к прерывателю подают импульсы поло­жительной полярности амплитудой 12 В с частотой 200 Гц и скважностью, близкой к 2. Подстроенным резистором R9 добиваются свечения всего светоди­одного столбика. При необходимости подбирают сопротивление резистора R8. Затем ту же операцию проделыва­ют для положения SA1 "1200" при час­тоте входных импульсов 40 Гц.
Далее проверяют, уменьшается ли при подаче напряжения 12 В на левый вы­вод резистора R3 яркость свечения све­тодиодов. При желании ее можно уста­новить подбором резисторов R5-R7.
Светодиоды можно, расположить по дуге окружности. При этом может ока­заться эффектнее свечение одного све-тодиода из цепочки. Для обеспечения такого режима включения светодиодов их аноды следует отключить от выхо­дов микросхемы DA2 и подключить к выводу питания (выв. 18).
Сергей Христофоров,
Литература
1.      И. В. Новаченко, В. М. Петухов, И. П. Блудов, А. В. Юровский. Микросхемы для бытовой радиоаппаратуры. Справочник. M.: Радио и связь, 1989.
2.      Интегральные микросхемы. Микро­схемы для линейных источников питания и их применение. ДОДЖА, 1996.

Категория: Приборы | Добавил: Администратор (18.11.2008)
Просмотров: 8967 | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 0

Все ссылки на книги и журналы, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам книг и издательствам журналов! Подробно тут!
Жалоба

ьте свои комментарии !!!!

Имя *:
Email:
Код *:

Copyright Zloy Soft (Company) © 2008 - 2024