ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>>>>>
Подобные случаи довольно очевидны, поэтому следует заранее
подумать о применении внешних запоминающих устройств и зарезервировать выводы
МК для их подключения. Если очень большой скорости обмена данными не требуется,
в качестве внешней памяти применяют микросхемы с последовательным интерфейсом
(l2C, Microwire), для связи с которыми достаточно двух-трех проводов (один из
примеров описан в [журнале Радио №4 ст. 25 -27, Радио №5 ст.23,24]). Если
требуется сохранять какие либо данные (например, об установленных режимах
работы или калибровочных константах) при выключенном питании (в промежутках
между сеансами работы устройства), следует выбрать МК с энергонезависимой
электрически стираемой и программируемой памятью данных. В технических
описаниях ее обычно обозначают аббревиатурой EEPROM. Объем такой памяти невелик
(десятки байт). Запись в нее возможна как с помощью программатора, так и
непосредственно из выполняемой программы. Процедуры записи в EEPROM, как
правило, преднамеренно усложнены, что призвано исключить случайное искажение
хранящихся данных в результате сбоев или ошибок в программе. Важный вопрос о
способе программирования МК (занесения кодов программы в его внутреннюю память)
рассматривался ранее. Напомним, что наиболее предпочтительны для применения в
любительских разработках МК с FLASH-памятью программ, допускающей многократное
электрическое стирание и перепрограммирование. Специфических проблем защиты
программ от несанкционированного считывания и изменения касаться не будем. И наконец, немаловажны при выборе МК цена,
наличие в продаже, стабильность поставок, репутация фирмы производителя. Все
это - быстро меняющиеся факторы, и рассматривать их нужно с учетом текущей
рыночной ситуации. Не будем утверждать, что выбор PIC16F84 для реализации
реверсивного счетчика оптимален со всех точек зрения. Однако он позволяет
подробно изложить ход проектирования устройства на популярном в недалёком прошлом времени МК. Надеемся, это
будет полезно читателям. А теперь перейдем к самому интересному - превращению
показанного на рис. 16 графика работы счетчика в действующую программу. Для
этого, прежде всего, необходимы инструментальные средства: транслятор
какого-либо языка программирования в коды команд выбранного МК и отладчик
(симулятор МК), позволяющий проверить работоспособность созданной программы, не
занося ее в память МК. В результате будет получен НЕХ-файл, содержимое которого
заносят в МК, как об этом рассказывалось ранее. Все нужные средства (ассемблер
MPLAB, отладчик MPSIM) имеются в бесплатно распространяемом фирмой Microchip
пакете MPLAB, предназначенном для работы в ОС семейства Windows, или как
указывалось в предыдущих постах (на форуме Александра)
"Скачав" файл, запустите его и следуйте
появляющимся на экране указаниям программы установки. В результате в меню
Программы кнопки Пуск появится группа Microchip MPLAB, значок MPLAB из которой для удобства можно
"перетащить” на Рабочий стол Windows. Другие значки этой группы относятся
к отдельным входящим в пакет программам, которые могут работать самостоятельно,
и к файлам помощи. Прежде чем начать работу с пакетом, не забудьте создать на
одном из логических дисков папку, в которую будет помещен проект счетчика исходный текст его программы и все связанные
с ним файлы, созданные во время работы. Этой папке можно дать любое имя, но для
определенности решим, что она будет располагаться на диске C: и называться
COUNTER.
После запуска MPLAB на экране появится заставка, затем
- окно с главным меню пакета в верхней части. Выберите пункт
Options/Development Mode (подобным образом будем обозначать выбор из нескольких
последовательно появляющихся меню) и откройте закладку Tools.
"Щелкнув" по стрелке в правой части окна Processor, найдите в
появившемся списке PIC16F84 и выберите его. Нажмите кнопку у надписи MPLAB SIM Simulator,
включив тем самым возможность не только редактировать программу, но и
отлаживать ее, наблюдая на экране все изменения состояния узлов процессора
после выполнения каждой команды программы. При необходимости можно, открыв
закладку Clock, выбрать тип тактового генератора (Oscillator Туре) и его
частоту (Desired Frequency). Код выбранного генератора (точнее, его
частотно-задающего элемента) войдет в сгенерированное ассемблером слово
конфигурации МК, если в исходном тексте программы не указано иное. Рекомендуется
всегда задавать тип генератора и другие параметры слова конфигурации именно в
тексте программы. Это избавит от необходимости вспоминать, какими они были во
время последней трансляции программы. Указанное в закладке Clock значение
частоты не обязательно должно совпадать с действительным. Отладчик использует
его лишь для подсчета длительности выполнения тех или иных отрезков программы.
Если указана частота 4 МГц, это время в микросекундах совпадает с числом
машинных циклов. Все остальные настройки пока оставьте предлагаемыми по
умолчанию. Можно посоветовать лишь в меню Options/Environment Setup... выбрать
наиболее подходящий тип и размер шрифта (Screen Font), используемого для вывода
на экран текста программы и другой информации. Значения некоторых параметров, в
том числе тип процессора и частота генератора, постоянно отображаются в строке
состояния в нижней части главного окна. Откройте пункт Project/Install Language
Tool и задайте Language Suite — Microchip, Tool Name - MPASM, выбрав, таким образом,
стандартный ассемблер фирмы Microchip. Имя исполняемого файла программы ассемблера появится в окне Executable
автоматически, но при необходимости можно задать другое, нажав на кнопку
Browse. Пункты Command-line и Windowed,
влияющие на характер вывода на экран сообщений о работе ассемблера, оставьте в
состоянии, предлагаемом по умолчанию.А теперь откройте пункт Project/New
Project, перейдите в созданную ранее папку COUNTER и задайте в окне File Name:
имя файла разрабатываемого проекта, например, cl.pjt. Указанное расширение стандартное для подобных файлов. В
открывшемся после этого окне Edit Project нажмите на кнопку Add Node и введите
имя файла исходного текста разрабатываемой программы. В данном случае оно должно
с точностью до регистра букв совпадать с именем файла проекта, но иметь
расширение .asm (cl.asm). При необходимости можно нажать кнопку Change у окна
Development Mode и внести изменения в выбранные ранее режимы трансляции и
отладки.И наконец, вернитесь в главное меню и выберите пункт File/New. На
экране появится пустое окно с заголовком Untitled 1. Выберите пункт File/Save
As... и сохраните пока что отсутствующее содержимое окна под именем, заданным
ранее в пункте Add Node, - cl.asm. Соответственно изменится заголовок. На этом
подготовительные операции закончены, и можно приступать к вводу и отладке
программы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ >>>>>
Все вопрсы на ФОРУМ