Знакомый, занимающийся аэрографией, попросил сделать ему электронный регулятор для компрессора, который бы поддерживал нужное давление.
Имелся компрессор — обычный автомобильный компрессор для накачки колёс с питанием от 12в, всё остальное прнишлось придумывать из того, что можно несложно достать.
Итак, общая конструкция, появившаяся в голове, выглядит так.
Компрессор нагнетает воздух в некое хранилище (ресивер), из ресивера воздух подаётся на
пульверизатор, для контроля давления в ресивере нужен датчик давления воздуха, а также электронная схема, контролирующая работу электродвигателя компрессора и обладающая гистерезисом.
Изучив матчасть по теме датчиков давления, пришёл к выводу, что покупать специализированный электронный датчик слишком накладно (цены на датчики). Согласитесь, цены очень кусачие...
Нам нужно поддерживтаь давление в районе 1....2 кгс/см², и сразу приходит идея использования обычного автомобильного датчика. Я раздобыл вот такую таблицу, которой охотно с вами поделюсь:
Зайдя в ближайший автомагазин, я обнаружил ММ358 за 160руб.
Дальше, в принципе, соединить воедино датчик, компрессор и ресиверы несложно: немного трубочек от стеклоомывателя, тройников аквариумных (для пузырения воздуха) из зоомагазина, немного клея, скотча..... и готово, имеем компрессор, который способен нагнетать воздух в ресивер, и датчик давления, контролирующий давление в ресивере.Теперь электронная часть.
В принципе, можно было сделать весь регулятор на одном крохотном ОУ, например LM358, что я и сделал поначалу, но настройка и регулровка ОС такой схемы высосала из меня все соки, поэтому я взял МК atmega8, светодиодный семисегментник, стабилизатор напряжения, немного рассыпухи...
Схема в итоге у меня получилась вот такая:
Стабилизатор на 5в ( на схеме это LM7805, но на самом деле я применил импульсный наLM2596, покупал вот тут, но можно применить и ранее разработанный мною; линейный стабилизатор даже в корпусе ТО220 потребует теплоотвода при питающем напряжении 12....16в).
Стабилизированное напряжение величиной 5в питает МК и делитель напряжения, образованный резистором R1 240 Ом и датчиком давления RV1, имеющим согласно таблице сопротивление 195 Ом.
Теперь нам осталось оцифровать напряжение с датчика давления и вывести на индикатор, заодно управляя компрессором.
В общем, чтобы долго не мучиться с измерениями напряжений на датчике и всякими расчётами, я сделал проще: для начала вывел на индикатор значение АЦП при различных давлениях в диапазоне от 0 до 3 кгс/см², получилась примерно вот такая ситуация.
Давление | Показания ADC |
0 кгс/см² | 761 |
1 кгс/см²
| 705 |
2 кгс/см²
| 612 |
3 кгс/см²
| 515 |
Отобразив всё это в Excel, я увидел примерно вот такую картину:
Т. к. датчик представляет из себя проволочный переменный резистор, небольшая нелинейность на графике из-за того, что показания давления снимались со встроенного в компрессор (естественно китайского производства) манометра.
Порт D МК управляет сегментами, три младших пина порта B управляют разрядами индикатора, ADC0/PC0 - вход напряжения на АЦП, PC2 - выход на управление компрессором.
Стабилитрон D2 на всякий случай, чтобы защитить вход АЦП от большого напряжения в случае обрыва цепи датчика. Светодиод D3 индицирует включение компрессора.
Программа писалась в AVR Studio 4, печатная плата рисовалась в Sprint-Layout 5.0.
PCB была разведена под стабилизатор LM78L05 в корпусе ТО92, что оказалось ошибкой из-за его недостаточной мощности. В моём случае питающее напряжение компрессора оказалось 16в, и даже стабилизатор в ТО220 сильно грелся, посему пришлось применить отдельную плату стабилизатора на LM2596
Файлы проекта для AVRStudio 4 и разводка для Sprint-Layout 5.0 прилагаю в архивах.
Пара фоток того, что получилось:
АРХИВ:Скачать