В данной статье рассмотрим применение автомобильной свечи зажигания как датчика воды и разберем конструкцию с их применением....
Датчик воды очень часто применяется в быту, особенно в частном секторе и на даче. В основном для автоматического наполнения емкости с водой , для полива, отопления, контроля и мн. др., в общем там где вода... Раньше применяли различные "поплавковые" датчики с герконом, но с развитием электроники намного проще и надежней реализовать данную задачу на микроконтроллере, да и вряд ли будет дороже.
Вот к примеру в конструкции Александра Корабельникова "Стабилизация тока в электродной батареи на 12F675" на мой взгляд такой датчик, для отключения батареи при достижения низкого уровня водного раствора напрашивается сам собой, да и реализовано управление на таком же мк и есть свободные выводы.
Применение свечи зажигания в качестве датчика воды на самом деле неново. Некоторые производители применяют их даже в промышленных устройствах, в частности в электрических котлах отопления, где я собственно и «подглядел» эту идею. Правда первоначально кроме удивления у меня ничего не вызвало. Но через некоторое время изменил свою точку зрения и вот почему.....
Автомобильные свечи зажигания применяются в двигателях внутреннего сгорания, работают в различных климатических условияхпри высоком напряжении, выдерживает большое давление. Все это дает гарантируемую их работу как датчиков воды, в том числе и в отоплении замкнутого типа. Причем стоимость таких датчиков практически даром.
Принцип действия применения свечей зажигания как датчиков воды основан на изменении сопротивления между центральным электродом и корпусом, который рассмотрим на примере автоматического наполнения емкости...
В данной конструкции применены импортные свечи с встроенным резистором центральном электроде, можно применить отечественные типа А-17ДВРМ. Буквы РМ указывают о наличии встроенного резистора — такие свечи применяются в инжекторных вариантах двигателей ВАЗовского происхождения. Сопротивление свечей в водном растворе будет в пределах 4-6 Ком, а в воздухе несколько Мом. Для того что бы исключить оседание капли между электродами свечи боковой электрод отогнуть на максимальную величину или отломать. А если свечи будут устанавливаться в горизонтальном положении будет неплохо наполнить внутреннее пространство герметиком, хотя в данной схеме работает и без этого.
Ниже на рисунке показана схема подключения блока управления к емкости.
Включается насос только при высоком сопротивлении обоих датчиков, т.е когда уровень водного раствора находится ниже датчиков. Далее состояние датчика 3 роли не играет и ждем наполнения воды до верхнего датчика, как только уровень достигнет датчика его сопротивление упадет и насос отключиться. После снижения водного раствора все повторяется.
Для зашиты можно установить механический датчик отключения (аварийный) или при небольшом изменении в программе задействовать другой вывод микроконтроллера и подключить еще одну свечу зажигания в качестве датчика , отказавшись от индикации одного из светодиодов.. Когда контакт будет замкнут на массу насос отключится. Если такой надобности в аварийной защите нет, его можно вообще не подключать.
Можно предположить, что отсыреть свечи тоже наверно могут и исключать такой вариант наверно будет не правильно. Правда это проявляется как раз в двигателе при высоком напряжении и забрызгивании» свечи маслом. В конструкции при снижении сопротивления свечи ниже допустимого будет мигать соответствующий светодиод. При нормальной работе без воды светодиоды будут гореть постоянно.
Принципиальная схема ...
Тут все понятно ... питание схемы 5 вольт, установленные стабилитроны по входу от датчиков для защиты. В данной схеме в качестве управления насосом использовано реле, но не обязательно это может быть насос. Соответственно в зависимости от нагрузки можно применить другие выходные каскады.
Алгоритм программы очень простой.
Сначала поочередно проверяются датчики на снижение допустимого сопротивления или замыкания и при обнаружении подымается флаг соответствующего датчика. Впоследствии светодиод данного датчика будет «моргать». Далее снова проводятся измерения и проверяются состояние датчиков (в водном растворе или нет) и по результатам включается/отключается нагрузка. Если аварийный датчик будет замкнут на массу нагрузка отключиться.
АРХИВ:Скачать